Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников

Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
0
12
07.01.2020

План работы по экологическому воспитанию 2017-2018

План работы по экологическому воспитанию учащихся

на 2017-2018 учебный год
 

Мероприятия

Участники

Сроки

Ответственный

1.1

Заседание организационной группы:

— распределение ответственных за мероприятия, направленные на экологическое воспитание школьников;

— определение зоны ответственности администрации, педколлектива, ученического самоуправления.

члены педколлектива,

администрация,

председатель Совета обучающихся

сентябрь

директор

зам. по УВР и ВР

2.2

Заседание организационной группы:

— планирование Дней защиты от экологической опасности

члены педколлектива,

администрация,

председатель Совета обучающихся

сентябрь

зам. директора по ВР

 

Экологическая акция «Мусору нет!»

5-11 классы

сентябрь,

апрель

Совет обучающихся,

д/о «Память»

 

Экокросс

8-11 классы

сентябрь

октябрь

МО учителей физкультуры

 

Конкурс стенгазет и плакатов, кроссвордов   на экологическую тематику «Сохраним планету!!!»

5-11 классы

сентябрь

ноябрь январь март

Совет обучающихся,

д/о «Память»

 

1.Акция «День Плюшкина» (мероприятия по сбору ПЭТ – бутылок, макулатуры, тканевых остатков).

2. Акция «Мой зеленый двор»

5-11 классы

сентябрь – октябрь,

апрель- май

кл. руководитители

 

Озеленение школьных кабинетов

1 – 11 классы

сентябрь — апрель

кл. руководит.,

зав. кабинетами

 

Акция«Посади и вырасти дерево»

5 – 11 классы

сентябрь,

апрель

зам. директора по АХР, кл. рук.

 

Конкурс презентаций

«Мой край родной, мой Курский край»

9-11 классы

октябрь

педагог – организатор, учителя биологии, географии,

кл. руководител.

 

Викторины:

«Эти забавные животные»,

«Ботанический сад»

1-4 классы

октябрь

ст. вожатая

учителя нач. классов

 

Экологическая игра по станциям «Тропинки здоровья»

5 классы

ноябрь

ст. вожатая,

кл. руководит.

 

Выставка поделок из природного материала

1-5 классы

декабрь

МО учителей начальных классов, ст. вожатая

 

Акция «Покормите птиц»

1 – 8 классы

декабрь — март

кл. руководители

  1. 3

Участие в городском, областном фотоконкурсе, посвященном экологической теме

5-11 классы

февраль

зам. директора ХЭЦ, ВР,

учителя биологии, географии

  1. 4

Конкурс рисунков «Осторожен будь с огнем!».

3-4 классы

март

МО учителей нач. классов, ст. вожатая

  1. 6

День знаний о лесе (игры, викторины)

1-11 кл

21 марта

кл. руководител.

учителя- предметники

 

Конкурс рисунков «Нет милей чудес, чем наш русский лес»

3 классы

к 21 марта

ст. вожатая, учителя нач. классов

 

Выращивание рассады цветочных декоративных культур

7-10 классы

март -апрель

Пирогова Л.В.

  1. 11

Конкурс стихов «Береги свой край родной».

5-7 классы

апрель

МО учителей русского языка и литературы

  1. 13

Экологическая игра «Процветай, наш Курский край»!»

8 классы

апрель

ст. вожатая,

кл. руковод. учителя биологии, географии

  1. 15

Конкурс плакатов и рисунков «Как прекрасен этот мир»

1 – 11 классы

апрель

ст. вожатая.

кл. руководит.

  1. 16

Конкурс «Сад на подоконнике»

5-11 классы

апрель

МО учителей биологии и географии, кл. руководит.

  1. 17

Распространение листовок «Спасем наш мир»

волонтеры

апрель

руководитель волонтеров

  1. 18

Уроки экологической грамотности

(единый экологический час, посвященный событиям в Чернобыле)

1-11 классы

26 апреля

зам. директора по ВР, кл. руков.

  1. 19

Посадка цветов на клумбы

5 — 8, 10 классы

апрель, май

Пирогова Л.В.

  1. 22

Конкурс рисунков на асфальте по экологии «Живущие рядом».

1- 4 классы

май

ст. вожатая, кл. руководит.

  1. 23

Экологическая выставка с обзором литературы «Судьба природы – наша судьба»

1-11 классов

май

Зав. библиотекой,

учителя предметники

  1. 24

Операция «Лето добрых дел»

2-8 классы

июнь

ст. вожатая

  1. 27

Поддержание порядка на пришкольной территории

отряды по благоустройству

в течение года

зам. директора по АХР, кл.руководит.,

  1. 28

Участие в районных, областных Всероссийских конкурсах, олимпиадах, конференциях экологического направления

5-11 классы

в течение года

зам. директора по УВР, ВР, кл. руководит.,

учителя –предметники

 

Экскурсии в зал природы (краеведческий музей), заповедник им. Алехина, сельскохозяйственную академию

1- 11 классы

в течение года

кл. руководители

  1. 37

Уроки экологической грамотности

1-11 классы

в течение года

кл. руководители

  1. 40

Выпуск, информационных бюллетеней, листовок по экологическим проблемам

9 -11 классы

в течение года

МО учителей биологии, географии волонтеры  

Проведение открытых мероприятий на экологическую тему

Занятия по экологии дают широкую возможность проведения разнообразных открытых мероприятий. Участие родителей тут только приветствуется. Причём они могут не только присутствовать на утренниках и смотреть, как выступают их дети, но и сами принимать активное участие. Родители могут помогать строить и развешивать домики и кормушки для птиц, участвовать в совместных экскурсиях по экологической тропе, вместе с воспитателями устраивать пикники для детей, принимать участие во Всемирном дне без автомобиля и т. д.

Примеры конспектов для проведения открытых занятий по экологии в разных группах

  • Белякина Е. «Сказка про водичку» (вторая младшая группа).
  • Савина А. «Путешествие в весенний лес» (средняя группа).
  • Наширванова Р. «Наши друзья — деревья» (старшая группа).
  • Поливахина Г. «Будь природе другом» (подготовительная группа).

Видео: открытое занятие «Посев семян» в подготовительной группе

Watch this video on YouTube

Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

Мы – часть природы

Экологическое воспитание – это, в первую очередь, формирование доброты в детских сердцах. Формирование осознанного положительного отношения к объектам живой и неживой природы

И важность здесь не только в охране природы, но больше в самом формировании личности, человеческих качеств

Судебные психологи рассказывают, что большинство преступников, отбывающих срок за убийство, насилие или причинение тяжкого вреда здоровью, в детства отличались агрессивным поведением по отношению к домашним питомцам, насекомым и просто бродячим животным. Возможность “слить” агрессию на беззащитных существах взращивает в личности идею о возможности причинения боли тому, кто не в силах защититься

Очень важно, в детском возрасте дать ребенку понятия о ценности любой жизни, о взаимосвязи каждого насекомого, животного, и даже, казалось бы, незаметного полевого цветка. Экологическое воспитание – не просто свод правил о защите природы

Это целая философия, образ жизни, которая учит человека быть в гармонии с природой, ценить каждое ее явление. Учит беречь то, с чем мы накрепко соединены, от чего непосредственно зависим мы сами



Формы экологического воспитания

Важной частью учебно-воспитательного процесса становится экологическое образование. Работу в этом направлении учителя проводят на уроках и внеклассных занятиях

От возраста ребенка зависят методы и формы воспитания.

Уроки

Популярная форма – урок. Для дошкольников проводят тематические занятия. В начальной школе внедрен предмет «Познание мира». Он знакомит детей с окружающим миром, его законами. Классные занятия делятся на 3 типа:

  1. Ознакомительные. Дают представление о разных видах растений, животных, природных явлений. Для лучшего восприятия используют плакаты, фильмы и другие демонстрационные материалы.
  2. Обобщающие. Рассказывают о проблемах планеты. Дошкольники старших групп и начальные классы учатся разделять по признакам явления природы.
  3. Познавательные. Позволяют применять на практике полученные знания. Занятия проходят в форме конкурсов и викторин.

Уроки закладывают теоретические и практические знания с учетом возраста.

Тематические мероприятия

Праздники, посвященные экологии, относятся к внеклассной работе. Темы придуманы учителями или приурочены к календарным событиям (день дикой природы, день Земли). Цель – пробудить интерес к проблемам природы. Сценарий праздника составляется на основе ранее полученных знаний.

Походы и экскурсии

Эффективный метод экологического воспитания – прямое взаимодействие с живой природой. Преподаватели организовывают прогулки на свежем воздухе или экскурсии в краеведческие музеи.

В подобных мероприятиях участвуют начиная со средних групп детских садов и средних классов школы.

Интересное  Утилизация автомобильных аккумуляторов

Труд

В дошкольных учреждениях обустраиваются живые уголки, клумбы.Дети ухаживают за цветами и животными. В школах проводятся субботники, уборка классов.

Фотовыставки

Тут лучше обозначить темы, потом оформить стенды по каждой теме отдельно. Думаю, не стоит искать грязные берега с кучами мусора или фотографировать пеньки сгоревшего леса. Давайте делать акцент на красоте природы и ее дарах, выражать восхищение и благодарность.

Паспарту продаются в канцелярских и книжных магазинах.

Вот примерный перечень тем:

• Красота родной природы: пейзажи, макросъемка)
• Животные и человек: в одном кадре должны быть люди и животные (птицы или насекомые)
• Городские цветы: клумбы в парках, крупно бутоны, цветущие деревья
• Природа победила: дерево, случайно выросшее на крыше, цветок, пробивший асфальт и т.д.
• Ягодное лукошко или Дары природы: красивые ягоды, овощи и фрукты
• Восход и закат: фотографируем небо с «разным характером»
• Чудеса природы: радуга, ливень, ветер, солнечное утро и т.д.

Мне еще вот такая идея очень нравится. На листе бумаги вырезается силуэт животного, а фото делается на фоне природы. Через вырезанный контур видно листву, небо, цветочную полянку, хвою и т.д.

Экологическое воспитание в библиотеке

Говоря о воспитании и образовании в школе, мы часто имеем в виду работу педагогов с классом на уроках (или во внеурочные часы). Но школа – не только класс и уроки. Вклад в экологическое воспитание юного поколения активно вносят библиотеки. Если раньше роль библиотек была лишь информативная (литература на всевозможные темы), то сейчас активность библиотек в учебном процессе приобретает новые формы. В экологическом воспитании школьные библиотеки принимают активное участие, организовывая интерактивные мероприятия: конкурсы, спектакли, кукольные театры, игровые программы, лото, состязания и многое другое. Во время проведения таких мероприятий, достигаются основные задачи – пробуждается интерес к проблемам экологии, повышается уровень экологической культуры, стимулируется интерес к литературе, посвященной проблеме охраны природы, а вместе с тем усиливается навык коммуникации, работы в команде и просто повышается настроение.

Цели:

  1. Формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
  2. Формирование        экологической        культуры,        навыков        безопасного        поведения        в природной и техногенной среде.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

  • Дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • Научиться применять на практике полученные знания.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать        и        развивать        у        детей        навыки        психологической        разгрузки        при взаимодействии с миром природы;
  • Повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
  • Воспитывать потребность в общении с природой;
  • Способствовать        формированию        экологического        восприятия        и        сознания общественной активности;
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

Методы экологического воспитания

Для лучшего восприятия программ природной направленности разрабатывается методика для дошкольных учреждений и школ. Педагоги на практике применяют 3 метода.

Наглядные методы

Включают в себя:

  1. Наблюдение. Детям предлагается отслеживать поведение животного Изменение форм, характеристик, структуры растения. В процессе устанавливают цель, сроки и способ наблюдения.
  2. Иллюстративные материалы. Литература, изображения, картины, плакаты – наглядный способ познакомить детей с животными, растениями и явлениями природы, недоступными для наблюдения в привычной обстановке.

Наглядный метод помогает привлечь внимание учеников к проблемам экологии

Практические методы

Для полного погружения в экокультуру необходимы практические действия:

  • моделирование;
  • эксперименты;
  • тематические игры.

Практика создает общее представление о природных объектах.

Словесные методы

Любой метод подкрепляется беседой, чтением художественной литературы. Преподаватели проводят беседы на уроках, перед конкурсами, играми, в процессе опытов и экспериментов.

Литература

  1. Адам А.М. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охрана окружающей среды. — Томск: изд. «ТГАСУ» 2008
  2. Буковский Е.М. Экологические олимпиады для учащихся 9-11 классов. М: изд.

«АРКТИ» 2008

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. М: изд. «Вентана-Граф» 2007
  2. Воронцов А.И. Охрана природы. — М: «Агропромиздат» 1989
  3. Высоцская М.В. Биология и экология 10-11 классы. Проектная деятельность учащихся. — Волгоград: изд. «Учитель» 2007
  4. Вторая городская научно-практическая конференция школьников по экологии и географии «В краю кедровом». — Томск: 2005
  5. Вишнякова        С.М.        Экология        и        охрана        окружающей        среды.        Толковый термилогический словарь. — М: изд. «Всемирный следопыт» 1998
  6. Гурова К.П. Прогресс и природа. — М: изд. «Всемирный следопыт» 1986
  7. Зверев А.Т. Экология. — М: изд. «ОНИКС» 2005
  8. Зыкин П.В. Экологическая безопасность жизнедеятельности человека. — М: изд.

«Армпресс» 2003

  1. Домило Ж. Социальная экология. — М: «Просвещение» 1991
  2. Ердаков Л.Н.Экология. Учебное пособие для 5-8 классов. — Томск: изд. «Агрос» 2007
  3. Ердаков Л.Н., Чубыкина. Экология. Учебное пособие для 10-11 классов. — Томск: изд. «Агрос» 2005
  4. Иванова Г. В судьбе природы – наша судьба. — М: изд. «Художественная литература» 1990
  5. Кресс В. Томская область сегодня и завтра. — Томск: изд. «Пресс-интеграл» 2004
  6. Криволап Н.С. Планета здоровья. — Минск: «Красико-Принт» 2005
  7. . Комяшкин В.А. Мокс – программа на химическом на сибирском химическом комбинате. -Томск: 2004
  8. Кашинская Е.А. Всё обо всём. — М: 1999
  9. Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л. Экология. М: «Устойчивый мир» 2000
  10. Норенко   И.Г.   Экологическое   воспитание        в   школе.        Классные        часы, игры, мероприятия. Волгоград: — изд. «Учитель» 2007
  11. Ошмарин А.П. Школьный справочник. Экология. — Ярославль: «Академия развития» 1998
  12. Митрошкин К.П. Прогресс и природа. — М: изд. «Лесная промышленность» 2003
  13. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. — М: изд. «Владос» 2004
  14. Маркин В. А. Я познаю мир. — М: 2000
  15. Рюкбейль Д.Л. Экология и мировоззрение. — Новосибирск: 1998
  16. Сомкова В. Экологический бумеранг. — М: изд. «Новая школа» 1996
  17. Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
  18. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. — М: изд. «Новая школа» 1994
  19. Энциклопедия большая советская. — М: 1978г. Том № 29
  20. Чернова Н.М. Экология. М: изд. «Просвещение» 1988

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.

Классные часы на тему экологии и охраны окружающей среды

Человек на протяжении всего существования находится в тесном взаимодействии с окружающей природой. Но его отношение к ней не всегда является положительным. Прежде всего человек и его деятельность является основным источником загрязнений, катаклизмов, ухудшения экологической обстановки. Это приводит к необходимости проведения воспитательной работы среди подрастающего поколения.

Школе отводится важная роль в этом процессе. Дети должны постигать законы природы, осваивать нормы экологического поведения понимать, к чему приводит неразумная деятельность людей. Для педагогов вариантом донести эту информацию до молодого поколения станет классный час по темам: «Экология» и «Охрана окружающей среды». Материал будет интересен и актуален для школьников 5-7 классов. Проблема защиты природы имеет особое значение, поскольку около 70% населения планеты дышат вредным для здоровья воздухом, а из-за плохого качества воды ежегодно умирает более 25 тыс. человек.

Интересное  Переработка отходов. список того, что можно и нельзя перерабатывать

Список

фильмов экологической тематики, рекомендованных для просмотра

  1. «Россия: от края и до края», 5 частей
  2. «Дом: свидание с планетой»
  1. «Как вырастить планету», 3 части
  2. «Как планета создала людей»
  3. «Амба. Русский тигр»
  1. «Человек, который сажал деревья»
  2. «Земля без людей»

Заключение.

    Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж корабля. Красивое сравнение. В чем-то даже мудрое. Но мы всегда должны помнить, что у нашего корабля «Земля» нет аварийного выхода. Зато есть множество вопросов: «Когда наши города станут чистыми, зелеными, красивыми? Кто несет ответственность за разрушение здоровья людей промышленными отходами? Как спасти родники, реки, озера, растительный и животный мир от гибели?». Древние цивилизации представляли себе Землю в образе божества, материнского и плодородного, а людей – детьми, которых она питает. Но время мифов прошло. Да и отношение человека к своей планете изменилось. Однако оно не должно быть менее уважительным и разумным. Нам нужно беречь богатство планеты – воздух, воду, землю. Мы должны воспитать умного, экологически грамотного человека, для которого принципы «Не навреди!», «Будь полезен!» являются жизненным девизом.

      Неизвестный китайский поэт еще в 500 году до нашей эры сказал: «Если вы думаете на год вперед – сейте зерна. Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья. Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека».

      Эпоха неконтролируемого саморазвития системы «человек – природа» окончилась. Наступило время Разума, а ресурсом стало время. Поэтому мы должны иcпользовать этот ресурс и воспитать экологически культурное поколение, чтобы быть безопасными за будущее планеты Земля

2. Обоснование актуальности программы

Экологическое образование и воспитание учащихся — это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает на будущее.

Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой — природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Экологический подход необходимо реализовывать через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при проведении ролевых игр.

Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяют три фактора:

  • непосредственное познание природы;
  • школьное экологическое воспитание и образование;
  • средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Основная школа

Основной школе принадлежит особая роль в системе экологического образования. На данном этапе у учащихся складываются базовые представления об окружающем мире и

своем месте в нем, формируется осознанное отношение к природе, навыки эколого- социального поведения, реализуется участие в ситуациях и процессах, требующих применения полученных знаний и навыков.

Основные формы работы на этом этапе носят более практический характер: постановка экологических опытов, проведение мониторингов, участие в экологических акциях (кормушки, домики для птиц), природоохранных мероприятиях (субботники, акция

«Чистый берег», «Чистое село», походы).

Цели и задачи экологического воспитания

Формирование уважительного отношения к природе – цель подобного образования. Добившись ее, ребенок с раннего возраста научится:

  • рационально пользоваться природными ресурсами;
  • заботиться об их сохранении;
  • изучать, охранять природу.

Перед достижением этой цели поставлены 3 задачи:

  1. Образовательная. Дает знания о современных проблемах экологии и учит их решать.
  2. Воспитательная. Прививает привычки и потребности здорового образа жизни и правильного поведения по отношению к природе.
  3. Развивающая. Учит на практике оценивать состояние окружающей среды, улучшать обстановку.

Итог – воспитание нового поколения экологически культурных людей.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий. На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования

Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?» — дети ответили: «Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7». «А еще как?» — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: «А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!». Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Интересное  Отдаленные микропоселения могут стать плацдармом развития солнечной энергетики в россии (интервью с антоном усачевым)

Интересные задания по теме

Поскольку рассматриваемая проблема является общечеловеческой, наиболее оптимальной формой проведения классного часа будет круглый стол. Нескольким ребятам можно предложить подготовить дома доклады по различным аспектам темы, например: «Загрязнение почвы», «Проблема нехватки чистого воздуха», «Животные в опасности» и др. А затем обсудить всем классом рассмотренный материал и предложить свои пути решения проблем. Еще одним вариантом может быть разделение школьников на группы. Каждая группа получат задание с конкретной экологической проблемой. Затем дети совместно обсуждают ее и один школьник от каждой группы рассказывает о своей теме и путях улучшения экологической обстановки.

Экологическое воспитание школьников — первостепенная задача взрослых и, прежде всего, учителей. Необходимо регулярно проводить классные часы, воспитательные мероприятия, субботники, посещения заводов и другие производственные экскурсии.

Новости

10-08-2020Мероприятия ко Дню физкультурника Во вторую субботу августа в России отмечается День физкультурника. Это праздник всех, кто любит спорт – вне зависимости от профессии и возраста.
Подробнее

10-08-2020Цикл мероприятий по экологии Дружба — это чудо, а дружба с природой – это мир, благодаря которому мы развиваемся и преображаемся. Природа — друг!
Подробнее

10-08-2020Мероприятия к 800-летию со дня рождения Александоа НевскогоПодробнее

09-08-2020 День воинской славы России. 9 августа 1714 года русский флот под командованием Петра Первого одержал первую в российской истории морскую победу над шведами у мыса Гангут. Петр сказал тогда: «Государство, которое одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которое и флот имеет, — обе руки имеет».
Подробнее

Экологическое воспитание в семье

Актуальность проблемы экологического образования связана с обстановкой внутри семьи. Дети восприимчивы к своему окружению. Они невольно стараются подражать взрослым.

Пойдут на пользу совместные занятия с ребенком:

На прогулке обращать внимание на птиц, насекомых. Следить за погодой

Применяя словесный метод, знакомить ребенка с ними.
Приобрести красочную литературу: энциклопедии, книги по уходу за животными и растениями.
Завести домашнего питомца. Объяснить, как ухаживать за ним и для чего это нужно делать.
Смотреть документальные фильмы и сериалы о природе.

Важно поощрять ребенка за правильное поведение. Отметить, если он выбросил мусор в урну, покормил рыбок или совершил добрый поступок

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Дошкольный возраст – период деликатный. Любое воспитание, будь то физическое, музыкальное, экологическое, являются частью единого воспитательного процесса, цель которого – полноценное и гармоничное развитие личности ребенка. Поэтому сложно выделить единую цель эковоспитания дошкольников. Многие педагоги определяют цель экологического воспитания, как непрерывный процесс развития, который начинается с дошкольного возраста и длится всю жизнь.

Если брать определение по ФГОС, то цель – непрерывный процесс развития ребенка, направленный на формирование у них экологической культуры. Под такой культурой тут понимается наличие:

  • бережного отношения к природе;
  • устойчивых знаний об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого в мире;
  • правильной трактовки понятия «здоровый образ жизни;
  • моральных установок, экологических ценностей;
  • эмоциональной отзывчивости к природе;
  • положительных ощущений от общения с живой природой;
  • желаний познавать окружающий мир

Цели экологического воспитания достигаются по ходу решения основных его задач, таблица 1.

Таблица1. Задачи экологического воспитания в ДОУ

Образовательные Формирование системы знаний о проблемах экологии, мира и современности. Пути их разрешения;
Воспитательные Формирование мотивов, потребностей, привычек, экологического поведения, здорового образа жизни
Развивающие Развитие системы теоретических и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды.

Завершился час экологии мастер-классом «Учимся у природы». Из цветной бумаги были сделаны в технике «оригами» бабочки.

5 августа работники библиотеки провели конкурс  рисунков на асфальте «Этот удивительный и хрупкий мир природы». Плохая погода никому не смогла испортить настроение. Несмотря на дождик, детки с удовольствием приняли участие в конкурсе. Юные художники с удивительно добрым и светлым взглядом на мир, с помощью цветных мелков украсили площадь рисунками, посвященными природе и окружающему миру. Красочные и интересные работы детей призывали сохранять и оберегать нашу планету.

«Каждый стих мой – душу лечит: мир природы в литературе» — час поэзии

18 августа в центральной районной библиотеке  состоялась встреча участников литературного объединения «Лира», клуба «Сударушка» и читателей.

В исполнении Котовой Е.Н., И.И. Медведицыной, Т.В. Константиновой, звучали стихи и песни о природе. Не оставили никого равнодушным стихи Сергея Юрьевича Константинова: «Горизонт», «Лесовоз», «Что же случилось с природой», «Шелонь» и др.

Тема «малой родины», природы, о необходимости  бережного отношения к ней проходит через все его творчество.  

С 8 по 25 августа в центральной районной библиотеке работала выставка книг «Через книгу – любовь к природе». Цель выставки – познакомить читателей с творчеством писателей, книги которых учат любить природу, бережно к ней относиться, правильно вести себя в природе. На выставке представлена литература русских и советских писателей-природолюбов: В.Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвина, В. Распутина, Б. Васильева и др.

Эко-путешествие «В экологию через книгу»

20 октября в детской библиотеке ребята 3-а класса МАУ СОШ №2 отправились в экологическое путешествие «В экологию через книгу».

В ходе мероприятия ребята совершили путешествие  по станциям: «Дары русского леса», «Наши соседи по планете», «Загадки матушки-природы». Познакомились с писателями-натуралистами, отвечали на вопросы викторины,  отгадывали загадки о животных, насекомых и птицах.

С большим интересом  посмотрели видеоролики: «Год Экологии», «Будь природе другом», «Береги природу».

Отметили, что человек и природа едины, что природу надо беречь и любить. В заключении мероприятия провели уличную акцию «С заботой о природе»: раздача памяток-листовок «Простые правила, чтобы спасти природу» , развешивание по городу плакатов, призывающих к бережному обращению с природой.

  

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Об авторе: Книга Светлана Александровна, воспитатель, ВДОУ «Золотой ключик» ПТВС АК «АЛРОСА» (ОАО) г. Мирного. Фото: Елена Ранько.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Комментировать
0
12
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Утилизация лакокрасочных материалов Без рубрики
0 комментариев

Каково содержание золота в радиодеталях Без рубрики
0 комментариев

Контейнерная площадка для мусора Без рубрики
0 комментариев