Что такое мониторинг окружающей среды? функции мониторинга окружающей среды

Что такое мониторинг окружающей среды? функции мониторинга окружающей среды

Что такое мониторинг окружающей среды? функции мониторинга окружающей среды
0
7
06.01.2020

Общественный экологический мониторинг и его задачи

Этот вид контроля осуществляется профсоюзами, трудовыми коллективами и обычными общественными организациями, а также неравнодушными гражданами (по собственной инициативе). Сюда же относится экологическая полиция. Данный вид экологического мониторинга характеризуется тем, что его представители могут требовать посещения и осмотра любого объекта, деятельность которого может представлять опасность для окружающей среды. Исключение составляют только те случаи, когда эти данные относятся к категории государственных тайн.

Общественность ценна тем, что может выявить те проблемы, которые по каким-то причинам (чаще всего – намерено) оказались вне поля зрения государственных служб. Кроме того, сами граждане могут создавать эффективно функционирующие альтернативные информационные каналы, по которым информация об экологических бедствиях и ЧП разносится значительно быстрее. Такой экологический контроль окружающей среды хорошо себя зарекомендовал не только в нашей стране, но и во многих других государствах.

Также общественные организации, имеющие в своем составе неравнодушных юристов, зачастую доводили до суда такие дела, которые коррумпированные чиновники на местах хотели бы замять. Именно по этой причине экологическая полиция очень важна даже в масштабах государства.

К сожалению, законодательно прописанных рычагов воздействия у общественных экологических организаций не так уж и много. А потому, когда им требуется поднять вопрос о каком-то серьезном правонарушении, часто прибегают к практике, когда видного государственного или общественного деятеля «подключают» к работе на правах независимого гражданского консультанта. Такие организации могут осуществлять свою деятельность как параллельно, так и независимо от государственных контролирующих органов. Использовать они могут те полномочия, которыми их наделило государство на законодательном уровне.

Вот какие виды экологического контроля существуют у нас в стране. Если ответственные лица выполняют свою работу качественно, организации эти могут предотвращать все виды серьезных аварий.

Методы статистической и математической обработки данных

Для обработки данных экомониторинга используются методы распознавания образов, методы вычислительной и математической биологии (в том числе и математическое моделирование), а также широкий спектр информационных технологий.

Для управления территориями с учетом экологических факторов необходимо формирование экологической оценки местности. Проблема в том, что состояние территории отслеживается десятками сетей наблюдений разных ведомств и описывается множеством разнородных показателей, в самых разнообразных ведомственных географических типологиях. Это позволяет определить показатели ведомственных сетей наблюдений, имеющих значимые веса на заданном уровне достоверности, информативные по данному фактору, а также получить комплексные оценки, отображающие совокупную реакцию индикаторов и обобщенные факторы воздействий.

Хроматографические методы

Эти методы часто применяют для выявления загрязнений, особенно при анализе жидкостей. Наиболее популярны газожидкостная, тонкослойная, жидкостная и ионная хроматография. Тонкослойная отличается легкостью выполнения и используется для обнаружения пестицидов и органических загрязнителей. Газожидкостная более эффективна при анализе летучих органических соединений. Жидкостную хроматографию используют для выявления нелетучих химических соединений.

Детекторы высокой чувствительности, основанные на различных физико-химических методах, позволяют обнаруживать даже незначительные количества примесей, что важно при выявлении высокотоксичных соединений. В сочетании с методами хроматографии масс-спектрометрия и инфракрасная спектрометрия могут давать хороший результат для выявления сложных комбинаций загрязняющих веществ

Такого рода анализаторы подключаются к мощным компьютерам. С их помощью можно обнаружить такие опасные вещества, как диоксины, полихлорированные бифенилы, нитрозамины и токсичные пестициды.

Ионная хроматография используется для анализа соотношения катионов и анионов.

Осуществление мониторинга окружающей природной среды

Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

Система МОС включает четыре основных блока:

Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением)

Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью

Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.). Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

Уровни мониторинга

Мониторинг является многоуровневой системой. В хорологическом аспекте обычно выделяют системы (или подсистемы) детального, локального, регионального, национального и глобального уровней.

Низшим иерархическим уровнем является уровень детального мониторинга реализуемого в пределах небольших территорий (участков) и т. д.

При объединении систем детального мониторинга в более крупную сеть (например, в пределах района и т. п.) образуется система мониторинга локального уровня. Локальный мониторинг предназначен обеспечить оценку изменений системы на большей площади: территории города, района.

Локальные системы могут объединяться в более крупные — системы регионального мониторинга, охватывающие территории регионов в пределах края или области, или в пределах нескольких из них. Подобные системы регионального мониторинга, интегрируя данные сетей наблюдений, различающихся по подходам, параметрам, территориям отслеживания и периодичности, позволяют адекватно формировать комплексные оценки состояния территорий и давать прогнозы их развития.

Системы регионального мониторинга могут объединяться в пределах одного государства в единую национальную (или государственную) сеть мониторинга, образуя, таким образом, национальный уровень) системы мониторинга. Примером такой системы являлась «Единая государственная система экологического мониторинга Российской Федерации» (ЕГСЭМ) и её территориальные подсистемы, успешно создаваемые в 90-е годы XX века для адекватного решения задач управления территориями.
Однако вслед за Министерством экологии в 2002 году ЕГСЭМ была также упразднена и в настоящее время в России имеются лишь ведомственно-разрозненные сети наблюдений, что не позволяет адекватно решать стратегические задачи управления территориями с учётом экологического императива.

В рамках экологической программы ООН поставлена задача объединения национальных систем мониторинга в единую межгосударственную сеть — «Глобальную систему мониторинга окружающей среды» (ГСМОС). Это высший глобальный уровень организации системы экологического мониторинга. Её назначение — осуществление мониторинга за изменениями в окружающей среде на Земле и её ресурсами в целом, в глобальном масштабе. Глобальный мониторинг — это система слежения за состоянием и прогнозирование возможных изменений общемировых процессов и явлений, включая антропогенные воздействия на биосферу Земли в целом. Пока создание такой системы в полном объёме, действующей под эгидой ООН, является задачей будущего, так как многие государства не имеют ещё собственных национальных систем.

Интересное  Как правильно утилизировать антифриз и другие сож

Физико-химические методы

Качественные методы. Позволяют определить, какое вещество находится в испытуемой пробе. Например на основе хроматографии.
Количественные методы.
Гравиметрический метод. Суть метода состоит в определении массы и процентного содержания какого-либо элемента, иона или химического соединения, находящегося в испытуемой пробе.
Титриметрический (объемный) метод. В этом виде анализа взвешивание заменяется измерением объёмов, как определяемого вещества, так и реагента, используемого при данном определении. Методы титриметрического анализа разделяют на 4 группы: а) методы кислотно-основного титрования; б) методы осаждения; в) методы окисления-восстановления; г) методы комплексообразования.
Колориметрические методы. Колориметрия — один из наиболее простых методов абсорбционного анализа. Он основан на изменении оттенков цвета исследуемого раствора в зависимости от концентрации. Колориметрические методы можно разделить на визуальную колориметрию и фотоколориметрию.
Экспресс-методы. К экспресс методам относятся инструментальные методы, позволяющие определить загрязнения за короткий период времени. Эти методы широко применяются для определения радиационного фона, в системе мониторинга воздушной и водной среды.
Потенциометрические методы основаны на изменении потенциала электрода в зависимости от физико-химических процессов, протекающих в растворе. Их разделяют на: а) прямую потенциометрию (ионометрию); б) потенциометрическое титрование.

Характеристики производственного контроля

Как можно понять, производственный контроль – это непосредственный экологический мониторинг обстановки непосредственно на производственном объекте. Как ни странно, но этот тип мониторинга стоит выше муниципального. На это обстоятельство указывают многие правозащитники, работающие в природоохранной сфере: так как мнение начальства производства значит больше выводов органов местного самоуправления, очень часты ситуации со злоупотреблениями и нарушением экологического законодательства.

Производственный контроль экологической безопасности может осуществляться только уполномоченными лицами самого промышленного объекта. В общем-то, это единичный пример того, как в одном лице сочетаются функции природопользования и мониторинга. За неисполнение своих обязанностей руководитель предприятия может быть привлечен к ответственности, в том числе и уголовной.

Мониторинг один или их несколько?

Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

2. Экологический мониторинг играет свою важную функцию в глобальной системе контроля окружающей среды. Концентрируется в первую очередь на возобновляемых ресурсах и анализирует антропогенное воздействие на экосистемы и их отклик на раздражитель в виде человека. Это основная цель данного вида мониторинга. Задачей же является исследование типичных, наиболее распространенных ответных эффектов не отдельных организмов, а их сообщества (экосистемы).

Этот вид мониторинга включает в себя следующие разновидности контроля:

— За атмосферным воздухом. Он характеризуется тем, что комплекс программных наблюдений направлен на накапливание данных для последующей их оценки и использования в качестве основы для прогнозирования возможных изменений в будущем.

— За гидросферой. Его особенность в том, что здесь происходит наблюдение за положением дел в водах разного уровня, речь идет о поверхностных и подземных.

— За землями (почвами). Наблюдения осуществляются за состоянием земельного покрова и составом почв, в соответствии с чем принимаются решения о мерах по защите земли от негативного воздействия внешних факторов.

— За радиацией. Соответственно, оцениваются статус и конъюнктура радиационного фона.

3. Климатический мониторинг – экослужба, занимающаяся, как водится, контролем и прогнозом изменений и колебаний климата. Он походит на экологический, но предмет его ведения находится в рамках не всей биосферы, а только в той части, что влияет на формирование климата. Это, как известно, атмосфера, поверхностные воды, снежные массы и т. д. Климатический мониторинг тесно соприкасается с гидрометеорологическими наблюдениями.

Можно привести и иные классификации мониторинга.

Так, в зависимости от масштабов выделяют:

  • Биосферный, он же еще глобальный. В его рамках осуществляется слежение за общими всемирными процессами в биосфере планеты в целях предсказания и предупреждения о возникающих чрезвычайных ситуациях и экстремальных угрозах.
  • Импактный. Работает на менее масштабном уровне – локальных точках (район или даже предприятие). Сообщает о влияниях антропогенного характера (промышленных объектов или отдельных источников) и чрезвычайных положениях (при возникновении катастроф, аварий, бедствий, эпидемий).
  • Биологический. Узконаправленные наблюдения за биологическими ресурсами – растениями и животными. Для этих мер используются биоиндикаторы. Исследования же проводятся на территориях заповедников или в иных природоохранных зонах.

Из истории

Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

В 50-е годы проводились первые испытания ядерного оружия, поэтому необходимым стало выявлять и организовывать борьбу с радиационным загрязнением природной среды.

1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

Субъекты и мероприятия экологического контроля

К субъектам относятся: все органы, на местах представляющие государственную власть от лица Российской Федерации, органы власти каждого субъекта страны, а также местное самоуправление, физические и юридические лица. Здесь следует помнить, что во многих случаях экологическое регулирование возможно только от лица прямого представителя федеральной власти в регионе. К примеру, только такие органы могут вынести решение о прекращении работы предприятия, деятельность которого прямо угрожает экологической стабильности местности.

Экологический мониторинг всегда должен проводиться максимально быстро, четко и полно. Кстати, по времени осуществления он делится на предварительный, текущий и последующий. Как нетрудно догадаться, предварительный проводится перед каким-то мероприятием (например, в преддверии открытия нового завода). Текущий же осуществляется на всем протяжении работы этого предприятия. В рамках же последующего контроля проводится проверка уже проведенных экологических мероприятий. Любые проверки, соответственно, бывают плановыми и внеплановыми, по результатам которых иногда накладываются экологические штрафы.

Интересное  Экологические проблемы пустынь и полупустынь: причины и решения

Что же касается смысла всего этого, то он – превентивный. Проще говоря, любое мероприятие экологического мониторинга направлено на недопущение норм законодательства в этой сфере, так как эти нарушения могут повлечь серьезное ухудшение экологической обстановки в районе, вплоть до его полной непригодности для жизни человека на протяжении жизни нескольких поколений.

Биологические методы

Методы биологического мониторинга окружающей среды относятся к наземным методам слежения. Их еще называют биоиндикационными. Основным объектом такого мониторинга являются биологические объекты: виды, сообщества, экосистемы, пищевые цепи и т. д. Для анализа используют такие факты, как распространение того или иного вида, изменение его численности или полное исчезновение, либо появление в новом районе. При геоботанических исследованиях отслеживают изменение ареала тех или иных видов, динамику биомассы, биопродуктивности, высотное и широтное распределение видов и сообществ и пр.

Биоиндикаторами могут быть: ширина годичных колец, пожелтение листьев, усыхание древостоя, высота деревьев, наличие сорняков (пионерных видов) и прочие признаки.

Биологический мониторинг охватывает все уровни – от молекулярного и клеточного до глобального. Для проведения исследований, в зависимости от задач, организуются лаборатории, экспедиционные исследования.

Прежде чем проводить биологический мониторинг требуется разработка методики его проведения и получение необходимых данных, потому что разные биологические системы по-разному реагируют на разные типы воздействия. Выбираются наиболее чувствительные к антропогенному воздействию организмы или экосистемы. Такие организмы называются индикаторами. Благодаря использованию биотестирования выбираются критерии диагностики, позволяющие оценить уровень воздействия того или иного фактора на исследуемую территорию.

Таким образом, при биологическом мониторинге применяется метод биоиндикации. Естественно, что точность таких исследований будет ниже, чем при использовании физических методик. Но, в то же время, они позволят оценить общий ущерб, причиненный антропогенной деятельностью природным экосистемам, чего нельзя добиться при использовании других методик. В результате, из комплекса воздействий можно будет выделить наиболее существенные для состояния окружающей среды и принять адекватные меры для снижения антропогенной нагрузки. Для оценки возможного ущерба для здоровья населения более предпочтительным является анализ токсикологических проб, что относится к физико-химическим методам мониторинга.

В целях биоиндикации чаще всего используют рыб, микроорганизмы, водоросли. Известно также, что раки предпочитают чистую воду, и потому являются хорошим индикатором загрязнения. Это же относится и к некоторым видам лишайника, который тоже является объектом биоиндикации.

Люминесцентный метод

Это один из самых высокочувствительных способов идентификации загрязнителей. При помощи него определяются следовые количества как органических, так и неорганических примесей в пробах воздуха. Его можно использовать для мониторинга гидросферы и биосферы, а также для определения содержания микроэлементов, органических соединений и суммы содержания вредных веществ.

Люминесцентным методом можно воспользоваться, если требуется выявить наличие полиароматических углеводородов или их производных. Для подсчета концентрации вещества используют такое явление, как тушение люминесценции.

При этом не все соединения определяются посредством этого способа. Иногда проводят химическую реакцию, с помощью которой меняют исходное соединение так, что бы люминесценция смогла бы его обнаружить.

Прочие цели и задачи

Ведомственный экологический контроль имеет также иные задачи, за выполнение которых ответственное лицо несет персональную ответственность:

  • Контроль всех работ, ЧП при которых будет представлять прямую угрозу экологической безопасности местности.
  • Максимальная минимизация всех видов производственных рисков (опять-таки, чреватых сложностями с экологией).
  • Повышение эффективности использования всех видов ресурсов, внедрение технологий, позволяющих значительно снизить количество отходов.
  • Организация инструктажей и прочая деятельность, предотвращающая развитие аварийных ситуаций и прочих ЧП на объекте.
  • Ведение всей положенной экологической документации, своевременное ее заполнение.
  • Быстрое и своевременное предоставление всей экологической информации уполномоченным лицам.
  • Работа с персоналом предприятия, его экологическое воспитание.

Что такое экологический мониторинг?

Экологический мониторинг – это довольно сложная в техническом и организационном плане экологическая деятельность, в которой задействованы различные органы и должностные лица. Получаемая при этом информация очень разнообразна по характеру, содержанию, формам, порядку получения, правовому статусу и способам распространения. В России она может использоваться органами государственной власти, субъектами РФ, местными ведомствами. Такая информация имеет научное и прикладное значение. На ней строятся многие прогнозы, оценивается отклик различных природных и антропогенных систем на те или иные воздействия. Ее используют для федеральных и целевых программ по охране окружающей среды.

Экологический мониторинг проводится на стационарных или мобильных пунктах: специально оборудованных автомобилях, постах, станциях, лабораториях, исследовательских центрах. Полученная информация затем обрабатывается. Методы экологического мониторинга различны и зависят от поставленных задач.

Разработка основ экологического мониторинга

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 г., а затем вопросы проведения экологического мониторинга рассматривались на проходившей в 1972 г. в Стокгольме конференции Организации объединённых наций по проблемам окружающей среды. Предложения по экологическому мониторингу были озвучены в 1972 г. перед конференцией ООН членами специальной комиссии Научного комитета по проблемам окружающей среды Международного совета научных союзов, созданной американскими учёными и Томасом Малоном. Под экологическим мониторингом ими понимались «систематические наблюдения за состоянием окружающей среды, возможные изменения в связи с антропогенной деятельностью, контроль таких изменений и проведение мероприятий по управлению окружающей средой».

Разработки советских учёных в области экологического мониторинга были представлены в 1974 г. на межправительственном совещании, созванном организацией по программе окружающей среды при ООН, где рассматривались вопросы создания мировой системы экологического мониторинга. Участвовавший в совещании руководитель гидрометеорологической службы Ю. А. Израэль в этом же году опубликовал статью «Глобальная система наблюдений. Прогноз и оценка изменения окружающей природной среды. Основы мониторинга», где под экологическим мониторингом он предлагал понимать систему наблюдений, позволяющую выделить изменения состояния биосферы под влиянием человеческой деятельности. В 1975 г. Ю. А. Израэль возглавил секцию «Мониторинг состояния биосферы» Научного совета по проблемам биосферы при Президиуме АН СССР и стал руководить разработкой мероприятий по экологическому мониторингу в СССР.

Проблема загрязнения окружающей среды

Постоянный рост численности населения планеты в сочетании с увеличением материального благосостояния людей резко повышает нагрузку на окружающую среду, вызывая различные негативные последствия. Сокращение природных площадей и рост загрязнения стали главными последствиями деятельности человека. Основными факторами загрязнения окружающей среды являются:

  • Промышленные выбросы и стоки, влияющие на качество воздуха, воды и почв, негативно сказывающиеся на здоровье человека.
  • Выбросы парниковых газов (углекислого газа, метана, закиси азота и других), которые оказывают влияние на температуру нижнего слоя атмосферы, толщи океанов и верхнего слоя земной коры.
  • Эрозия почв вследствие нерационального землепользования. Ведет к загрязнению речных и прочих вод взвешенными частицами и вредными веществами.
  • Бытовой и промышленный мусор, который вреден как сам по себе, так и в виде продуктов его распада. Может приводить к отравлению экосистем и ухудшению здоровья человека.
  • Инвазивные виды растений и животных, которые нередко вызывают большой экологический урон.
  • Радиационное загрязнение вследствие аварий на АЭС, работы радиохимических предприятий, медицины и добычи урана.
  • Пестициды и гербициды, ведущие к загрязнению воды и почвы, главным образом, в сельскохозяйственных районах.
  • Добыча полезных ископаемых, которая часто становится источником вредной пыли и загрязнения вод.
  • Пожары: техногенные, бытовые и лесные. Являются значительным источником загрязнения атмосферы и причиной гибели или повреждения экосистем.
  • Разливы нефти и поверхностно-активных веществ вследствие утечек и аварий. Наиболее сильно отражаются на состоянии морей и океанов, снижают испарение, а значит и количество осадков.
  • В США существует проблема загрязнения внутренних вод лекарственными препаратами. Так же они могут стать причиной ухудшения качества мяса или молока.
  • Массовая вырубка лесов является причиной загрязнения речных и грунтовых вод, а также может повысить загрязнение воздуха пылевыми частицами. Ведет к снижению испарения и количества осадков, негативно сказывается на климате, усиливая континентальность.
Интересное  Презентация "экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин" к уроку-конференции по теме "тепловые машины и их применение"

Спутниковый мониторинг

При дистанционном зондировании Земли используют спутниковые данные, данные с самолетов, беспилотников, судов. Спутниковые данные дают максимально широкий охват исследуемого объекта, а потому часто применяются для получения информации о глобальных изменениях среды. На аэрокосмических снимках хорошо виден масштаб обезлесения, урбанизации, пылевого загрязнения атмосферы, таяния льдов и т. д. Данные с инфракрасных детекторов позволяют получить информацию о температуре различных участков земной поверхности, оценить ее альбедо. Отражение радиоволн и ультрафиолетового излучения от поверхности воды дает информацию о нефтяном загрязнении океанов.

Дистанционное зондирование Земли становится все более популярным видом исследований в экологии.

Но спутниковый мониторинг можно использовать и для отслеживания ситуации на локальном уровне. Например, аэрокосмические снимки позволяют получать информацию о состоянии лесов, о ситуации с лесными пожарами, очагами гроз и так далее, которая может оказаться достаточной для принятия тех или иных практических решений. Для получения качественных и точных снимков могут быть задействованы беспилотники.

Кто контролирует инспекторов, ответственных за государственный экологический мониторинг?

Государственный контроль может осуществляться как специально созданными, так и общими органами в правительстве РФ. За расстановку кадров на уровне государства отвечает президент. Именно он назначает на ключевые посты министров и контролеров. Кроме того, он же имеет право на председательство при заседаниях Правительства, что позволяет президенту принимать значимые решения в сфере экологического законодательства. На региональном уровне за ведение экологического мониторинга отвечают полномочные представители президента РФ.

Но в этом случае их полномочия (в основном) ограничены проверкой освоения бюджетных сумм, выделенных на цели контроля экологического состояния местности. Природоохранный же мониторинг на уровне государства осуществляется, когда министры заслушивают доклады от своих подчиненных на местах, принимая решения о дальнейших действиях.

Нужно отметить, что за текущее экологическое обследование отвечают следующие органы: организации в сфере природопользования, атомный и технологический надзор, задействована даже Федеральная кадастровая служба. Ее сотрудники обязаны соблюдать нормативы землепользования и препятствовать попыткам отчуждения земель природоохранного и сельскохозяйственного типов в личное пользование.

Все органы, на законодательном уровне ответственные за проведение экологического мониторинга, обязаны постоянно взаимодействовать друг с другом, а также местным самоуправлением, общественными организациями и движениями, а также с юридическими и физическими лицами. К примеру, с ними со всеми активно работает Федеральная кадастровая служба.

Каково значение экологического мониторинга в последние годы?

За последние 10-12 лет в Российской Федерации все-таки наметилась тенденция к восстановлению реальной производственной сферы. После 20 лет полного упадка многие поняли, что реальная экономика без этого функционировать не может даже теоретически. Для государства это хорошо, но проблема в том, что нормы и правила экологического законодательства соблюдаются далеко не всеми.

Это чревато многими проблемами, самой страшной из которых является угроза экологического бедствия при выбросе ядовитых или радиоактивных веществ. Значение экологического мониторинга как раз-таки заключается в предотвращении подобных эксцессов, а также в соответствующей «обработке» личного состава предприятий и населения.

Кроме того, главной задачей экологов является приучение всех к мысли, что окружающая среда – это не что-то абстрактное и далекое, что природные бедствия являются прямой угрозой жизни и здоровью как одного человека, так и всего человечества в целом. К сожалению, многие граждане об этом совершенно не задумываются. Именно для исправления сложившейся ситуации экологическое законодательство в нашей стране постоянно дорабатывается и дополняется.

Какими принципами должен руководствоваться контроль окружающей среды?

Во-первых, все мероприятия, проводимые в данной области, должны быть совершенно независимы от внешнего давления. Кроме того, контролирующие органы всегда должны действовать с той позиции, что любая хозяйственная деятельность несет потенциальную угрозу экологической безопасности данной местности, а все предприятия в этом плане еще опаснее.

Лицо, ведущее экологический контроль, должно требовать неукоснительного соблюдения всех правовых нормативов и законов, принятых в сфере экологического законодательства, от руководства компаний, чья деятельность представляет прямую или косвенную опасность экологическому состоянию региона. В деле экологического контроля обязательно должны участвовать органы государственной власти, включая таковые для каждого субъекта РФ, а также органы местного самоуправления. Помимо этого, допускается привлечение физических и юридических лиц.

Если какая-то хозяйственная или иная деятельность непредсказуема по последствиям для окружающей среды, контролирующие органы имеют право требовать ее прекращения. Кроме того, эти же инстанции имеют право на лоббирование непринятия тех проектов (в том числе законодательных, на государственном уровне), которые в перспективе могут привести к разрушению естественной среды обитания для растений, животных, самого человека

Особенно это важно, если есть перспектива полного разрушения старого биоценоза, относящегося к национальному парку, заповеднику, иной охраняемой территории

Контролирующие органы также несут ответственность (вплоть до уголовной) за соблюдение/несоблюдение законов экологического законодательства.

Комментировать
0
7
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно