Состав, вывоз и утилизация коммунальных отходов

Другие важные нововведения реформы

Появление региональных операторов

С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.

Раздельный сбор мусора

Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.

Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.

Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.

Борьба с несанкционированными свалками

Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.

Проблемы в реализации мусорной реформы

К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы. Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами. Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным. Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны. Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:

  1. Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
  2. Переработка – второй.
  3. Утилизация – третий.

Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт. Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины. Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование. И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.

Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156

Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора

Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях

Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека

Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления

Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора

Паспорт опасных отходов

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона № 89-ФЗ на опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности . Паспорт оформляется для отходов:

  • I – IV класса опасности для окружающей природной среды;
  • V класса опасности, обладающих опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней) (п. 2 Приказа МПР РФ от 02.12.2002 № 785 «Об утверждении паспорта опасного отхода» ).

В ФККО опасные свойства отхода кодируют 11-я и 12-я цифры тринадцатизначного кода отхода, а последняя цифра обозначает класс опасности. Код инертного отхода, то есть не обладающего опасными свойствами, заканчивается на 99 5 (например, 57102902 01 99 5 – отходы полиэтилена в виде пленки, V класса опасности, не имеет опасных свойств). Если соответствующий отход V класса опасности, не обладающий опасными свойствами, назван в ФККО, то паспорт на него оформлять не нужно.

Для отходов, отсутствующих в ФККО, класс опасности может быть также установлен в соответствии с п. 3 Приказа № 511 расчетным или экспериментальным методом лицом, у которого они образовались. Определение класса опасности отходов осуществляется аккредитованными для данного вида работ организациями (п. 2.3 СанПин 2.1.7.1386-03 ). Расчетный метод применяется, если известен качественный и количественный состав отхода и в литературных источниках имеются необходимые сведения для определения показателей опасности компонентов отхода. В противном случае определение класса опасности проводится экспериментально (п. 2.5 СанПин 2.1.7.1386-03).

В случае отнесения отхода расчетным путем к V классу опасности (практически неопасные) требуется подтверждение этого экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения отходы могут быть отнесены к IV классу опасности (малоопасные). Согласно п. 15 указанного документа экспериментальный метод отнесения отходов к классу опасности применяется в специализированных аккредитованных для этих целей лабораториях.

Интересное  Вывоз и утилизация твердых коммунальных отходов (ТКО)

Материалы об отнесении отхода к конкретному классу опасности передаются на рассмотрение Ростехнадзора, при подтверждении класса опасности отхода этот орган оформляет и выдает свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды и согласовывает паспорта опасных отходов. Порядок паспортизации отходов установлен Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 .

Риски при размещении отходов

Экологическая опасность деятельности, связанной с размещением отходов (их хранением и (или) их захоронением), подчеркивается положениями ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», признающими размещение отходов одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно определению понятия «объект размещения отходов», закрепленному ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом именно соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды. Вместе с тем, превентивный контроль за соблюдением всех требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию данных объектов осуществляется путем обеспечения функционирования разрешительного порядка их создания.

Разрешительный порядок создания объектов размещения отходов предусмотрен ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, которая устанавливает, что объекты размещения отходов могут создаваться только на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (в настоящее время таковыми являются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования). При этом согласно Временным правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными заместителем министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15 июля 1994 г., разрешение на размещение отходов устанавливает объем (массу) размещения на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.

Ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет правила определения мест строительства объектов размещения отходов. Следует отметить, что данный порядок несколько различается в зависимости от вида отходов, подлежащих размещению. Так, согласно указанной норме, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Главным условием при проектировании, строительстве, эксплуатации, выводе из эксплуатации и консервации любого вида объектов размещения отходов является обязательное соблюдение целой системы требований – экологических, санитарно-эпидемиологических, градостроительных, технических и ряда других.

Значимость соблюдения экологических требований в ходе осуществления деятельности, связанной с размещением отходов подчеркивается законодательством. Так, нормы ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подчеркивают, что отходы производства и потребления подлежат хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Организационно-правовым механизмом, позволяющим обеспечить соблюдение экологических требований еще на стадии проектирования объектов размещения отходов является государственная экологическая экспертиза. Так, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности является в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня (п. 7.2. ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, в процессе выбора земельного участка и проектирования объектов размещения отходов, должны учитываться не только экологические требования. Объекты размещения отходов являются также объектами градостроительной деятельности и проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием I – V класса опасности, помимо государственной экологической экспертизы, подлежит также государственной экспертизе проектной документации (п. 4.1. ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ). В ходе проведения данной экспертизы обеспечивается установление соответствия объекта размещения отходов как градостроительным, так и ряду иных требований.

Задача с тремя неизвестными

В результате выявленных противоречий и с учетом постановки проблемы разрешению подлежат три задачи:

  1. Оптимизация системы расчета норматива накопления с учетом всех факторов.
  2. Снижение финансовой нагрузки на граждан в части тарифов на вывоз мусора.
  3. Экономическое стимулирование населения к осуществлению раздельного сбора ТКО и КГМ с предварительной обработкой компонентов таких отходов.

Для решения этих задач выделим целевую функцию: обеспечение максимально организационно и технически возможного, экономически целесообразного, гигиенически и экологически безопасного извлечения ценных вторичных ресурсов из твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для последующего использования в качестве вторичного сырья при минимизации затрат на их обработку на мусоросортировочных комплексах с одной стороны, и расходов населения на вывоз мусора по тарифам на основании установленных норм накопления — с другой.

Исходя из проведенного анализа факторов и условий, влияющих на величину норматива накопления ТКО предлагается следующий методический подход к определению данного показателя в тоннах на одного человека в год в виде расчетной зависимости:

M нак =V нак * (∑Pvi * Дi * Киi )* Кт * Кж * Ксез, (2)

где M нак — норматив накопления ТКО на одного человека в год по массе (т/год); V нак — объем накопления ТКО на одного проживающего в год, м3, рассчитанный на человека, а не на единицу площади проживания; Дг — содержание компонентов (i=1, 2, 3…n) в составе твердых коммунальных отходов, КГМ по массе (по перечню, принятому в территориальной схеме, усредненное по региону или детализированному в схемах санитарной очистки), долей (%/100); Pvi — насыпная плотность i-го компонента ТКО, КГМ, т/м3; Киi — коэффициент, учитывающий использование t-го компонента ТКО для собственных хозяйственно-бытовых, агротехнических нужд (применяется для жителей индивидуальных домов в сельской местности с приусадебным хозяйством):

  • для пищевых отходов — 0,1 (90 % пищевых отходов употребляется для агротехнических целей — компостирование),
  • для макулатуры и древесных отходов (куски, стружка, опилки, древесно-кустарниковые остатки) — 0,05 (95 % данных отходов используются для собственных нужд (агротехнические (опилки, стружка, пыль), получение тепловой энергии);
  • для садового смета, мелкого мусора — 0,1 (90 % листвы, травяных остатков применяются для компостирования или сжигаются на садовом участке, в составе данного вида отхода остаются мелкие полимерные остатки, камни, бой стекла, обрезки тканей, окурки);
  • для пр. отходов и КГМ (остатки стройматериалов: кирпича, плиток, керамики, древесные) после уточнения их перечней может устанавливаться — в пределах 0,2 — 0,5;

Кт — коэффициент, учитывающий фактическое время проживания в домовладении, квартире с учетом отпусков, дачного сезона (в случае получения жителями справок в органах местного самоуправления о месте и сроках проживания в данной местности, определяется отношением nотс/365; где nотс — количество дней отсутствия по месту проживания); Кж — коэффициент, учитывающий тип жилья, степень благоустроенности жилищного фонда (квартира в многоэтажном доме, индивидуальное частное домовладение), численность городского и сельского населения, уровень развития социальной инфраструктуры , для определения интервалов значения коэффициента по регионам требуются углубленные научные исследования взаимозависимости данных факторов; Ксез — коэффициент, учитывающий сезонное образование ТКО, (по данным , а также «Методических рекомендаций по определению и установлению норм накопления ТБО в муниципальных образованиях» (М.ЦМЭП.2010 г.), на основании многолетних исследований объектов санитарной очистки различныхкатегорий в городах России, выявивших тенденцию изменения среднесезонных норм накопления ТКО, значение Ксез можно принимать: летом — 0,2 от годового количества, осенью — 0,3; весной — 0,27; зимой — 0,23).

Исходя из проведенного авторами анализа территориальных схем по обращению с отходами, в перечень ТКО по различным регионам включаются: пищевые отходы, макулатура (картон, бумага, газеты), древесные отходы (куски, стружка), металлолом (черный и цветной), стекло (тара и стеклобой), полимеры (с дифференциацией на ПЭТФ, пластмассу, пластик различных видов, оберточный полиэтилен), резина, текстильные отходы, мелкий мусор, смёт, прочие (позиция подлежит уточнению для применения показателя насыпной плотности); аналогичный перечень необходим и по КГМ (тара и упаковка, вышедшие из эксплуатации мебель, электронная техника и электротехнические приборы, устройства, строительные материалы и конструкции, сантехника, инвентарь).

О некоторых особенностях заключения договора

Предоставление услуг по вывозу мусора регламентировано Постановлением Правительства РФ № 155

Мы обратим внимание на несколько ключевых моментов

Во-первых, предприятие ЖКХ, вывозящее отходы, обязано своевременно предоставить потребителю необходимую информацию об услуге, а именно: о правилах оказания услуг, предельных сроках вывоза отходов, тарифах, гарантийных обязательствах, льготах (п. 4). Эту информацию предприятие ЖКХ должно разместить в удобном для ознакомления месте. Лучше всего включить ее в документ на заказ услуг, подписываемый сторонами. Заметим, потребитель, ссылаясь на ее отсутствие, вправе расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

Заказ на услуги по вывозу ТБО оформляется в письменной форме. Причем, как следует из п. 7 Постановления Правительства РФ № 155 , это может быть не только договор, но и квитанция, талон и пр. Единственно, в этом документе должны содержаться сведения о наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридический адрес), а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их предоставления, цена, порядок оплаты и другие условия. Копия документа обязательно выдается потребителю.

Обратим внимание еще на одно требование: исполнителю услуг по вывозу отходов запрещается обуславливать предоставление одних услуг обязательным оказанием других услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушений его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме (п

9).

Цена услуг по вывозу бытовых отходов, а также иные условия договора об оказании этих услуг устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными нормативными актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Е.В.Преснякова.
эксперт журнала «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Статья Е. В. Пресняковой «Расчет платы за размещение ТБО для специализированных организаций ЖКХ» в № 12, 2006.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Постановление Правительства РФ от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
Федеральный классификационный каталог отходов, утв. Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.
Приказ МПР РФ от 15.06.2001 № 511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
СанПин 2.1.7.1386-03 «Почва. Очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы».
Расходы по оплате услуг сторонних организаций по разработке лимитов организация может учесть в налоговых расходах на основании пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 04.09.2007 № 03-03-06/4/127).
Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. МПР РФ от 26.01.1993.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170.

Интересное  Классы отходов: классификация опасности мусора для экологии и человека

Изменения в законе

Состав, вывоз и утилизация коммунальных отходовДо принятия этого закона, а также до вступления его в силу плата за вывоз и утилизацию бытового мусора напрямую зависела от назначения помещения, его размера. То есть раньше тариф рассчитывался исходя из того, какого вида было помещение: жилое или нежилое, какую площадь оно занимало.

Сейчас же стоимость услуги будет зависеть от того, какой статус имеет потребитель: частное ли он лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо. В зависимости от этого установлены определенные нормативы накопления мусора. В свою очередь, нормативы, по которым будет производиться расчет, теперь зависят и от отдельных видов потребителей:

  1. Для жителей многоквартирных домов.
  2. Жителям частных домов.
  3. Владельцам офисов и промышленных зданий.

Для чего это было сделано: предполагается, что у жильцов многоквартирных домов мусора может накопиться значительно меньше, нежели у собственников офиса, в котором ежедневно находится большое количество сотрудников. Поэтому и тариф для них будет различным.

Состав, вывоз и утилизация коммунальных отходов

После вступивших в силу изменений вывоз бытового мусора из юрисдикции управляющих компаний, которые раньше и устанавливали тариф для жильцов и собственников помещений, стал обязанностью региональных операторов. Была утверждена и схема вывоза мусора: он вывозится на ближайший полигон ТКО для последующей утилизации.

Основные правила вывоза отходов индивидуальных домовладений

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Заметим, что Жилищный кодекс РФ не предусматривает коллективное управление вывозом мусора из индивидуального жилого сектора. Тем не менее, забота по содержанию своего имущества, в том числе домовладения, возлагается на собственника или жильцов.

В то же время Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» возлагает всю ответственность за организацию обращения с отходами индивидуальных домов на местные органы власти. Таким образом, проблему твердых отходов «частного сектора» должны решать жители совместно с местной властью.

Проблема жидких коммунальных отходов не такая тревожная, т.к. тайком слить содержимое септика не так просто. И вы знаете, что достаточно позвонить в Роспотребнадзор, чтобы «проказника» наказали.

Что же касается  твердых отходов (бытовые, строительные и пр.) появляются там, где их не ждешь.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях приняты нормативные акты, которые называются примерно так: «Правила благоустройства территории муниципального образования», «Порядок организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования» или «Правила благоустройства, санитарного содержания и т.д.».

Чаще всего в этих документах есть строки:

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Иначе говоря, «частнику» предоставляется выбор, либо самому везти свой мусор на полигон, либо заключить договор на вывоз мусора с подрядчиком.

Сразу надо отметить, что самостоятельный вывоз своих отходов на полигон (объект по размещению или утилизации твердых бытовых отходов) практически недоступен, т.к. в большинстве регионов процедура получения права на размещение отходов физическим лицом не предусмотрена или «забюрокрачена» (требует много бумаг, схем и согласований).

Кроме этого, расстояние до полигона может быть достаточно большим, чтобы отбить у домовладельца всякое желание везти туда свой мусор. Поэтому простой и налаженный способ вывезти свой мусор – заключить договор с мусоровывозящей компанией (Спецавторансом).

На самом деле, далеко не все жители «частного сектора» имеют договор на вывоз твердых бытовых отходов. Нежелание иметь договор на вывоз ТБО они, как правило, аргументируют отсутствием или незначительным образованием мусора, который можно утилизировать на собственном участке.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Вот и создается ситуация, когда на словах – никто мусор не выбрасывает, а на деле – контейнеры переполнены. Доказать недобросовестность жителей можно техническим средствами слежения (видеокамерами), но это дорогое удовольствие и не везде осуществимо. Тем не менее, все больше, даже в садовых товариществах, возле контейнерных площадок устанавливают системы видео-наблюдения, для фиксации нарушений.

И всё же, самый простой и радикальный способ привести в порядок ситуацию с мусором в «частном секторе» – это заключение коллективного или индивидуального договора на вывоз твердых бытовых отходов.

Многие собственники заключают индивидуальные договоры на вывоз твердых бытовых отходов. Иногда жители объединяются улицами, переулками и заключают коллективные договора на вывоз мусора, при этом способе назначается старший по улице или переулку, который является ответственным лицом по взаимодействию со специализированной организацией.

В редких случаях, когда микрорайон «частного сектора» объединяется в Территориальное общественное самоуправление (ТОС), заключение договора может взять на себя правление ТОС. Вопрос в том, можно ли обязать собственников индивидуальных жилых домов платить за сбор и вывоз мусора?

Оцените статью
Добавить комментарий