Справедливый тариф
Федеральная схема по обращению с отходами будет принята к концу 2020 года, сообщили «Известиям» в пресс-службе вице-премьера Виктории Абрамченко. Сбор всех региональных данных в одном месте должен помочь оптимизировать логистику, места расположения и мощности объектов инфраструктуры, а также контролировать региональных операторов, сформировать справедливый тариф и в целом создать прозрачную систему обращения, объяснили в пресс-службе.
Там также отметили, что под оптимизацией логистики понимается, например, объединение усилий сразу нескольких регионов для строительства одного объекта. Федеральная схема — инструмент стратегического планирования по обращению с ТКО.
Создание федеральной схемы поможет увидеть реальную картину на рынке мусора, отмечает председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
Федеральная схема послужит основой для прогнозирования и планирования строительства необходимой инфраструктуры, сообщила первый зампред комиссии ОП по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева.
comments powered by HyperComments
Цели вторичного использования мусора
Повторное использование отходов может быть безопасным и выгодным. Первостепенная задача – восстановление и поддержка окружающего мира. Помимо этого оно приносит большую прибыль (является финансово доступным). Таким образом, переработка преследует две цели: экологическую и экономическую.
Польза для экологии
При изучении этого аспекта нужно учитывать сроки разложения материалов:
Бумага | от нескольких месяцев до 2 лет |
Пищевые остатки | от 2 до 6 месяцев |
Металл (в зависимости от вида) | от 10 до 500 лет |
Пластик (в зависимости от вида) | от 100 до 1000 лет |
Стекло | более 1000 лет |
Все это, без дальнейшего применения и уничтожения, долгое время будет накапливаться в огромных количествах, нанося вред окружающей среде. Сами полигоны несут в себе серьезную угрозу человеку, так как расположены на открытом воздухе и подвержены внешнему воздействию. Это приводит к выделению токсичных веществ в атмосферу, почву и грунтовые воды.
Важным этапом процесса переработки выступает сортировка. Это то, где каждый может внести свой вклад в создание более комфортных условий жизни.
Опасные субстанции не подлежат восстановлению, а уничтожаются. Благодаря чему не попадают на свалку. Такие меры позволяют избежать негативного влияния скопления и разложения отходов.
Финансовая выгода
Грамотно построенная процедура переработки материалов помогает существенно снизить затраты на производство новых товаров. Это позволяет сэкономить временные, трудовые и сырьевые ресурсы.
Целесообразность определяется путём вычисления разницы стоимости нового и вторичного сырья. Если затраты на переработку, выше чем изготовление с нуля, оно подлежит ликвидации.
Помимо этого удобство заключается в:
- отсутствии необходимости поиска нетронутых месторождений полезных ископаемых;
- снижении влияния на экосистему;
- сокращении расходов на синтезирование органических и неорганических составляющих;
- доступности неограниченных ресурсов.
Основные этапы
Процедура лицензирования по вывозу, транспортировке или утилизации ТБО является достаточно трудоемким процессом. В первую очередь речь идет про следующие ключевые стадии:
- Получение санитарного заключения Роспотребнадзора, которое изначально оформляется для используемых зданий и помещений.
- Оформление документации, характеризующее используемые виды отходов.
- Разработка системы контроля на производстве.
- При необходимости прохождение курсов повышения квалификации или профпереподготовки для сотрудников организации, квалификация которых не соответствует действующим требованиям контролирующих госорганов.
- В зависимости от вида лицензируемой деятельности осуществляется экологическая экспертиза.
- Сбор и подготовка необходимых документов для оформления лицензионного дела и подачи всей документация в Росприроднадзор.
- Проверка документации и принятие решения контролирующей инстанции. При положительном исходе выдача лицензии на ТБО. Также обязательно осуществляется внесение всей соответствующей информации в реестр лицензий.
Мы гарантируем получение лицензии TБО без рисков и в кратчайшие сроки. Воспользоваться услугами нашей компании очень просто – достаточно связаться с нами при помощи формы связи на сайте или по телефону. Наши специалисты ответят на все интересующие вас вопросы.
Заказать обратный звонок для консультации со специалистом
Фильтрат полигонов ТБО
Образование фильтрата – неизбежный процесс, который происходит при длительном хранении любого вида отходов. Вода из атмосферы (обычные дождь или снег), проходя через толщу отходов, «обогащается» множеством разнообразных веществ, и превращается в сложную по химическому составу жидкость с неприятным запахом.
Эта жидкость является чрезвычайно опасной для окружающей среды. Попадая в грунтовые воды или природные водоемы, фильтрат способен отравить все живое на много километров вокруг. Поэтому сбор и очистка фильтрата является необходимым условием для работы любой крупной свалки отходов, а затраты на данные работы обязательно включаются в смету на содержание полигона еще на этапе его проектирования.
Количество дренажных вод сильно колеблется в зависимости от времени года и количества атмосферных осадков, но больше всего фильтрата обычно выделяется осенью.
Для обезвреживания дренажных вод применяется множество разнообразных технологий:
- механическая фильтрация;
- отстаивание;
- биохимическая очистка с использованием специальных добавок;
- физико-химические (комплексные) методы;
- выпаривание;
- обработка лазерным излучением;
- электродиализ и тд.
Выбор метода для очистки фильтрата зависит от финансовых возможностей организации, которая обслуживает объект, но данные меры являются обязательными, согласно СанПиН и инструкциям по эксплуатации полигонов мусора.
Уточнить объемы
Федеральная схема создается в рамках так называемой мусорной реформы, следуя которой регионы выбрали схему вывоза отходов и платы за него. В единой госсистеме собирают информацию обо всех объектах инфраструктуры, связанных с захоронением, утилизацией и переработкой мусора. Первый проект федеральной схемы был представлен в марте — сейчас в нем более 4 тыс. объектов, из них 850 — те, которые еще предстоит построить или реконструировать.
В ОНФ считают необходимым дополнить схему. Как рассказал «Известиям» эксперт тематической площадки «Экология» движения Александр Коган, в ней должны появиться более полные характеристики полигонов — в том числе данные о том, соответствуют ли они требованиям законодательства, оборудованы ли системами видеонаблюдения и контроля на въезде и выезде.
— Кроме того, сейчас в схеме нет сведений об источнике данных по объему образования мусора, а также информации о возможности расширения мощности объектов размещения и переработки, — пояснил он.
п1
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Он добавил, что благодаря взаимодействию с «Российским экологическим оператором» (ППК «РЭО») уже удалось договориться о включении в федеральную схему некоторых дополнений.
— Мы договорились, что РЭО обеспечит единообразную классификацию, исключив возможность отнесения схожих объектов к различным категориям, дополнит схему перспективными логистическими потоками, расчетами снижения тарифов для населения от межрегионального взаимодействия, — сообщил эксперт.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе РЭО, доступ к федеральной схеме предоставлен «субъектам, Минприроды России, Государственной думе, администрации президента и ОНФ как экспертной организации».
В Минприроды поддержали инициативу включения дополнительных сведений в федеральную схему обращения с отходами.
— При этом нельзя говорить о том, что сейчас в нее входят объекты, не соответствующие нормам действующего законодательства, — сообщили «Известиям» в ведомстве.
Там отметили, что все объекты проверяются на наличие у их владельцев лицензии на обращение с отходами и установленных тарифов.
п2
Фото: агентство городских новостей «Москва»/Сергей Ведяшкин
— Проблемы, с которыми регионы обращаются в Минприроды России, связаны прежде всего с финансированием строительства объектов и рекультивацией старых полигонов, — пояснили в ведомстве. — Также субъектам не хватает мощностей по размещению твердых коммунальных отходов (ТКО). Минприроды ведет активную работу с регионами по согласованию перечня объектов, которые можно использовать до 2023 года.
Раздельный сбор мусора внедрен пока лишь в 36 субъектах, добавили в министерстве.
Перечень документов для получения лицензии на транспортирование опасных отходов
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и частью 5 Постановления Правительства РФ № 1062 от 03.10.2015:
Специализированные требования:
а) перечень конкретных видов отходов I — IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов,
б) перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I — IV классов опасности;
в) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для транспортирования опасных отходов;
г) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
д) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I — IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, указанным в подпункте «г» пункта 3 настоящего Положения;
е) копию документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности.
Общие требования:
ж) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
з) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
и) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
к) лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
м) реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
н) реквизиты документов (наименование органа (организации), выдавшего документ, дата, номер), перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Наши специалисты подготовят и сопроводят документы для получения лицензии Росприроднадзора на деятельность по транспортировке отходов I-IV классов опасности.
Виды деятельности: что лицензируется?
Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.
Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:
- сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
- уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
- утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
- ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.
Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.
Обзор документа
Даны разъяснения по вопросу нормирования, паспортизации и лицензирования деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и биологическими отходами.
Согласно Закону об отходах производства и потребления на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности требуется лицензия. Порядок лицензирования установлен Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. При этом отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ регулируются иным законодательством.
Отмечено, что в настоящий момент понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» не установлено. Законодательство содержит понятие «медицинские отходы». К ним относятся все виды отходов (в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические), образующихся в процессе медицинской, фармацевтической деятельности, производства лекарственных средств и медицинских изделий. Классификацию, правила сбора, использования, обезвреживания, размещения, хранения, транспортировки, учета и утилизации медицинских отходов устанавливает Минздрав России.
Также есть понятие «биологические отходы». Это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения; отходы биотехнологической промышленности.
Росприроднадзор считает, что на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими отходами и отходами ЛПУ не распространяются законы об отходах производства и потребления и о лицензировании отдельных видов деятельности. Выдача разрешительной документации на указанную деятельность в соответствии с названными актами неправомерна. Аналогичной позиции придерживается и Минприроды России.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Функции
Вот чем занимается оператор по обращению с отходами:
- следит за раздельным сбором мусора (бумага, стекло, пластик, металл);
- вывозит его на утилизацию (в том числе опасные отходы, те же люминесцентные лампы), обезвреживание и переработку;
- размещает его на полигонах, отмеченных в госреестре;
- уничтожает несанкционированные свалки;
- обустраивает контейнерные площадки;
- участвует в ликвидации техногенных и природных ЧС, возникших по его вине.
Одним словом, на операторе – весь путь ТКО от бака до завода.
Региональные операторы по вывозу мусора в регионах РФ
Алтайский край | Липецкая область | Республика Северная Осетия |
Амурская область | Московская область | Республика Татарстан |
Архангельская область | Мурманская область | Республика Тыва |
Астраханская область | Ненецкий АО | Республика Хакасия |
Белгородская область | Нижегородская область | Ростовская область |
Брянская область | Новгородская область | Рязанская область |
Владимирская область | Новосибирская область | Самарская область |
Волгоградская область | Омская область | Санкт-Петербург |
Вологодская область | Оренбургская область | Саратовская область |
Воронежская область | Орловская область | Сахалинская область |
Еврейская АО | Пензенская область | Свердловская область |
Забайкальский край | Пермский край | Севастополь |
Ивановская область | Приморский край | Ставропольский край |
Иркутская область | Псковская область | Тамбовская область |
Кабардино-Балкария | Республика Адыгея | Тверская область |
Калининградская область | Республика Алтай | Томская область |
Калужская область | Республика Башкортостан | Тульская область |
Камчатский край | Республика Бурятия | Тюменская область |
Карачаево-Черкесия | Республика Дагестан | Ульяновская область |
Кемеровская область | Республика Ингушетия | Хабаровский край |
Кировская область | Республика Калмыкия | Ханты-Мансийский АО — Югра |
Костромская область | Республика Карелия | Челябинская область |
Краснодарский край | Республика Коми | Чеченская Республика |
Красноярский край | Республика Крым | Чувашская Республика |
Курганская область | Республика Марий Эл | Чукотский АО |
Курская область | Республика Мордовия | Ямало-Ненецкий АО |
Ленинградская область | Республика Саха (Якутия) | Ярославская область |
Договор и тарифы
Раньше дела обстояли так: жители заключали договор с УК, та связывалась с перевозчиками, те – с полигонами. Над сортировкой вообще никто не думал.
Сейчас услуга обратилась из жилищной в коммунальную. Стоимость раньше входила в строчку «Содержание и ремонт», теперь же у нее отдельный пункт – «Обращение с ТКО».
Региональные операторы по отходам заключают договоры с УК, ЖСК, ТСЖ или напрямую с гражданином, если речь об индивидуальном доме. Если никто в квартире не прописан, плата зависит от количества собственников.
А вот в Подмосковье плата связана с метражом. Дело в том, что в области на 7,6 млн зарегистрированных жителей приходятся 2,6 млн незарегистрированных (сезонные работники и дачники).
В большинстве областей оплата выросла – в полтора раза, как сказал вице-премьер Александр Гордеев. На человека – от 80 до 130 руб. в месяц. Условия тарифа в каждом регионе определялись на торгах и изменению не подлежит – регоператоры утверждаются на срок до 10 лет.
Кто контролирует
За работой подрядчиков следит Российский Экологический оператор по вывозу мусора. Это публично-правовая компания, возглавляемая Денисом Буцаевым, зампредом правительства Мособласти в прошлом. Непосредственно контракт регоператор подписывает с органом исполнительной власти.
Все полигоны, перерабатывающие фабрики и сортировочные станции указаны на электронных картах – они называются территориальными схемами обращения с отходами. Мусоровозы оборудованы трекерами ГЛОНАСС (всегда можно посмотреть, где они находятся), ТКО взвешиваются (чтобы у водителя не возник соблазн сбросить их в какой-нибудь овраг), расчет проходит по сети. Как видите, полная цифровизация.
Перспективы
Если раньше мусор вывозился кое-как, ежегодно возникали тысячи стихийных свалок, то теперь процесс стал прозрачнее и экологичнее. Понятно, с кого спрашивать, если возникает проблема.
В прежние годы услуга была необоснованно дешевой. Как итог – подрядчики не справлялись и «резали» расходы, попросту разгружаясь за ближайшим поворотом. Жесткий отбор кандидатов в РО исключает подобную ситуацию. К тому же правительство готово поддержать их – им выделят до 12 млрд руб., чтобы компенсировать потери от неплательщиков.
Оцените страницу
Рейтинг: 2/5 — 25
голосов
Задача с тремя неизвестными
В результате выявленных противоречий и с учетом постановки проблемы разрешению подлежат три задачи:
- Оптимизация системы расчета норматива накопления с учетом всех факторов.
- Снижение финансовой нагрузки на граждан в части тарифов на вывоз мусора.
- Экономическое стимулирование населения к осуществлению раздельного сбора ТКО и КГМ с предварительной обработкой компонентов таких отходов.
Для решения этих задач выделим целевую функцию: обеспечение максимально организационно и технически возможного, экономически целесообразного, гигиенически и экологически безопасного извлечения ценных вторичных ресурсов из твердых коммунальных и крупногабаритных отходов для последующего использования в качестве вторичного сырья при минимизации затрат на их обработку на мусоросортировочных комплексах с одной стороны, и расходов населения на вывоз мусора по тарифам на основании установленных норм накопления — с другой.
Исходя из проведенного анализа факторов и условий, влияющих на величину норматива накопления ТКО предлагается следующий методический подход к определению данного показателя в тоннах на одного человека в год в виде расчетной зависимости:
M нак =V нак * (∑Pvi * Дi * Киi )* Кт * Кж * Ксез, (2)
где M нак — норматив накопления ТКО на одного человека в год по массе (т/год); V нак — объем накопления ТКО на одного проживающего в год, м3, рассчитанный на человека, а не на единицу площади проживания; Дг — содержание компонентов (i=1, 2, 3…n) в составе твердых коммунальных отходов, КГМ по массе (по перечню, принятому в территориальной схеме, усредненное по региону или детализированному в схемах санитарной очистки), долей (%/100); Pvi — насыпная плотность i-го компонента ТКО, КГМ, т/м3; Киi — коэффициент, учитывающий использование t-го компонента ТКО для собственных хозяйственно-бытовых, агротехнических нужд (применяется для жителей индивидуальных домов в сельской местности с приусадебным хозяйством):
- для пищевых отходов — 0,1 (90 % пищевых отходов употребляется для агротехнических целей — компостирование),
- для макулатуры и древесных отходов (куски, стружка, опилки, древесно-кустарниковые остатки) — 0,05 (95 % данных отходов используются для собственных нужд (агротехнические (опилки, стружка, пыль), получение тепловой энергии);
- для садового смета, мелкого мусора — 0,1 (90 % листвы, травяных остатков применяются для компостирования или сжигаются на садовом участке, в составе данного вида отхода остаются мелкие полимерные остатки, камни, бой стекла, обрезки тканей, окурки);
- для пр. отходов и КГМ (остатки стройматериалов: кирпича, плиток, керамики, древесные) после уточнения их перечней может устанавливаться — в пределах 0,2 — 0,5;
Кт — коэффициент, учитывающий фактическое время проживания в домовладении, квартире с учетом отпусков, дачного сезона (в случае получения жителями справок в органах местного самоуправления о месте и сроках проживания в данной местности, определяется отношением nотс/365; где nотс — количество дней отсутствия по месту проживания); Кж — коэффициент, учитывающий тип жилья, степень благоустроенности жилищного фонда (квартира в многоэтажном доме, индивидуальное частное домовладение), численность городского и сельского населения, уровень развития социальной инфраструктуры , для определения интервалов значения коэффициента по регионам требуются углубленные научные исследования взаимозависимости данных факторов; Ксез — коэффициент, учитывающий сезонное образование ТКО, (по данным , а также «Методических рекомендаций по определению и установлению норм накопления ТБО в муниципальных образованиях» (М.ЦМЭП.2010 г.), на основании многолетних исследований объектов санитарной очистки различныхкатегорий в городах России, выявивших тенденцию изменения среднесезонных норм накопления ТКО, значение Ксез можно принимать: летом — 0,2 от годового количества, осенью — 0,3; весной — 0,27; зимой — 0,23).
Исходя из проведенного авторами анализа территориальных схем по обращению с отходами, в перечень ТКО по различным регионам включаются: пищевые отходы, макулатура (картон, бумага, газеты), древесные отходы (куски, стружка), металлолом (черный и цветной), стекло (тара и стеклобой), полимеры (с дифференциацией на ПЭТФ, пластмассу, пластик различных видов, оберточный полиэтилен), резина, текстильные отходы, мелкий мусор, смёт, прочие (позиция подлежит уточнению для применения показателя насыпной плотности); аналогичный перечень необходим и по КГМ (тара и упаковка, вышедшие из эксплуатации мебель, электронная техника и электротехнические приборы, устройства, строительные материалы и конструкции, сантехника, инвентарь).