Мусорная реформа в России: все за и против

Кто и как формирует тарифы

В 2019 году в России начал действовать Закон от 31.12.2017 №503-ФЗ, внесший существенные изменения в Закон об отходах от 24.06.98 № 89-ФЗ. Он стал законодательной основой для проведения, так называемой, «мусорной реформы» в стране. Все вопросы, связанные со сбором и утилизацией мусора и твердых отходов, решают региональные операторы, регистрируемые и контролируемые местными властями. Они же определяют стоимость оказываемой услуги.

С введением Закона коренным образом изменяется система оплаты физическими и юридическими лицами вывоз мусора. Если прежде такие платежи входили в состав общих коммунальных услуг (строка «Содержание и ремонт жилья»), то теперь «мусорные расходы» становятся самостоятельной услугой и на них выписывается отдельная квитанция — новая строка расходов в платежке.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Размер платежа (тариф) определяется регионами самостоятельно, но расчет должен производиться с каждого человека, а не с квадратных метров, как было раньше.

Сумма определяется с учетом нормативов накопления мусора, устанавливаемых отдельно для каждого субъекта РФ. Они различны для разных категорий жильцов (жители многоэтажек, владельцы частных домов, дачники).

Тариф устанавливается региональными операторами, но регулируется местными властями. Может утверждаться единый тариф региональных операторов или разрешаться несколько различных тарифов.

Для исключения появления необоснованных нормативов, при их определении должны учитываться положения следующих документов:

  1. Методические указания, определенные приказом Минстроя РФ от 28.07.2016 №524.
  2. Правила учета, установленные Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 №505.
  3. Правила оказания услуг согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.
  4. Директивные письма ФАС РФ от 27.07.2018 №ВК/58887/18.
  5. Положения, утвержденные местными законодательными органами и властями.

Единый тариф региональный оператор рассчитывает с учетом приказа ФАС РФ от 21.11.2016 №1638/16 (приложение 4). Однако максимальный уровень устанавливают местные власти на основании Закона №89 (п.2 ст.24).

Основания для расчетов

Расчет тарифов должен основываться на конкретных исходных данных, определяемых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354:

  • число жильцов в доме, квартире;
  • общая жилплощадь;
  • общая площадь многоквартирного дома;
  • норматив накопления отходов для данного района;
  • статистика вывоза мусора с данной территории (количество контейнеров, общий объем).

В окончательном виде тариф учитывает расходы на сбор, вывоз и утилизацию мусора; экологические налоги; затраты на развитие мусороперерабатывающей системы.

В качестве примера можно привести порядок расчета, принятый в Московской области.

Используется формула: С=SxT (No+Nг), где

  • С — стоимость вывоза мусора;
  • S – общая жилая площадь;
  • T – утвержденный тариф;
  • No – норма накопления бытовых отходов;
  • Nг – норма накопления крупногабаритных отходов.

При этом на 2019 год Т устанавливается Постановлением Минэкологии Московской области от 02.10.2018 №607-РМ; Nо установлен в размере 0,087 м3/м2, а Nг – 0,027 м3/м2.

Кочующий мусор москвичей

Как Московской области, где мусорный вопрос вырос во вполне понятные политические требования из-за отравления газом с мусорного полигона «Ядрово» в Волоколамске, удалось попасть в список регионов, лучше всех справившихся с «мусорной реформой»?

Очень просто — подмосковный мусор решили отдать другому региону. По слухам принять отходы москвичей грозило Ярославской области, но регион смог от этого отказаться. Помочь Московской области очиститься решила Архангельская область, которой пообещали выделить из столичного бюджета 10 млрд рублей, чтобы построить экотехнопарк, способный принимать из столицы до 500 тыс.т твердых бытовых отходов в течение последующих 20 лет.

Губернатор Игорь Орлов увидел в этом решении дополнительные инвестиции для региона, жители же восприняли такой шаг как опасный для экологии и несколько обидный. «Сделали из региона помойку», — заявляют местные жители. Началась череда митингов с требованиями отставки губернатора. На улицу вышло около 8 тыс протестующих. Негодование местного населения продолжается. Так на 3 февраля 2019 года запланирован очередной митинг, который должен стать вторым за последние два месяца. Ожидается, что людей на этот раз придет больше.

Все бы ничего, но уже с осени на станции Шиес, где и должен базировать экотехнопарк, начали вырубку таежного леса для освобождения площадей под мусорный полигон. Изданию «Проект» удалось выяснить. что в спешке лесорубы вырубили порядка 60 га тайги, выйдя за пределы проекта технопарка. И областные чиновники просто передали им эту землю бонусом. Предполагается, что будет вырублено еще 300 га дорогого леса.

Опасения местных связаны еще с последними неоднозначными заявлениями губернатора Орлова, который в конце года сделал неоднозначное заявление о появлении мусорного полигона не только в Шиесе, но еще и в Нименьге.

https://vk.com/video_ext.php

Неустойчивые регионы

Ревизия РЭО выявила первую десятку регионов, на которые можно равняться, — это Тюменская, Ярославская, Брянская, Липецкая, Саратовская, Мурманская, Московская, Белгородская области, Татарстан и Удмуртия. В список критериев вошли активность взаимодействия органов власти с региональными операторами, представителями отрасли и населением, ликвидация незаконных свалок, строительство и ввод инфраструктуры.

Однако, развитие отрасли происходит неравномерно: так, по данным РЭО, близки к прекращению вывоза отходов сегодня 20 операторов в 17 регионах. Причинами же этого зачастую становятся несбалансированные тарифы и нормативы накопления, низкая собираемость платежей, уклонение юрлиц от заключения договоров на вывоз мусора, появление отходов в большем объеме, чем это предусмотрено территориальной схемой.

В список отстающих, по данным Минприроды, вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская, Магаданская, Новгородская, Новосибирская области, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тува, Томская и Челябинская области.

Зачем нужна мусорная реформа?

Необходимость реформы обусловлена экологическими проблемами. На территории России находится более 60 млрд тонн мусора, и площадь свалок продолжает расти. В стране насчитывается более 14 тыс. крупных мусорных свалок (не считая несанкционированных стихийных). Их площадь — более 4 млн га. Это как четыре острова Кипр. По данным Гринписа России, «каждый россиянин отправляет на свалку 400–500 кг мусора в год. Если бы из мусора, который жители России выбрасывают за год, построили башню шириной метр на метр, то по ней можно было бы добраться до Луны». При этом 94% мусора не подлежит переработке, т.е. отходы накапливаются и занимают все больше территории. По мнению экологов, в течение десяти лет площадь свалок увеличится в два раза.

В других регионах

Способ расчёта тарифа по площадям, помимо Тюменской области, применяется еще в пяти регионах: Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Камчатский край.

Здесь одинаковый тариф в 4-5 рубля/кв.м распространяется как на жильцов квартир, так и на проживающих в частных домах. Более того, в некоторых районах Москвы тоже действует аналогичная схема. Например, в Одинцовском районе, где расположена элитная Рублевка, тариф за «квадрат» составляет 9,02 рубля. Если учесть количество шикарной недвижимости в этом районе столицы, то можно представить как обогатятся здесь местные мусорщики.

«Мусорной» реформой недовольны россияне, потому что из-за нее произошел заметный рост тарифа на утилизацию отходов. Исключением стали только Чечня, где тариф остался прежним, и Саратовская область, где чиновники обещают даже снижение утилизационного сбора на 4%.

В некоторых регионах вообще произошла анекдотическая ситуация, когда платежи на утилизацию отходов стали собирать, но жители понять не могут, за что они будут платить, если переработки мусора в регионе в принципе нет. Например, руководитель фракции ЛДПР в ЗакСО Кировской области Владимир Костин сказал, что проблему с мусором это никак не решает. Уже сейчас обращаются жители районов, где мусор не вывозится. Областное правительство до сих пор не может ответить, за что должны платить кировчане.

Интересное  Классификация сточных вод: хозяйственно-бытовые, промышленные, атмосферные

***

Таким образом, мы видим, что «мусорная» реформа федеральной властью отдана на откуп каждому конкретному региону, который должен сам крутиться и вертеться, чтобы привлечь соответствующие инвестиции, разработать документацию и выбрать условно надежного исполнителя, который бы не стал возить воздух за деньги населения. И что этот региональный оператор не превратит благие намерения власти в частную наживу и не заработает по схеме капремонта, где все зиждется на субподрядах и «откатах». Пока первые итоги показывают, что мало кто понимает, для чего именно создана эта реформа, и какой она должна быть для городских и сельских жителей. Молчим уже про миллионники, утопающие в собственных отходах.

Ксения Ширяева

Читайте нас также:

Telegram: @gosrf_ruFacebook: @gosrfОдноклассники: @gosrfTwitter: @gosrf

На какой стадии реформа в Москве и области

Сейчас в Московской области работают семь региональных операторов. Как отмечалось выше, плата за вывоз мусора формируется, в том числе, с учетом того, где он производится. Нужно отметить, что до принятия реформы в регионе утилизировали около 12 млн тонн мусора, что составляет почти 20% отходов всей России. Сейчас в кластерах строятся комплексы по переработке, устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).

Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!

Общий балл
898

223

+

1121

Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.

Общий балл
652

222

+

874

Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!

Общий балл
443

122

+

565

Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.

Общий балл
-166

374

+

208

Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…

Общий балл
-176

262

+

86

Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!

Общий балл
-201

284

+

83

Однако проблемы по-прежнему существуют. Во-первых, население Подмосковья крайне недовольно новыми тарифами. Поэтому чиновники вынуждены изыскивать возможности для компенсации или точечной помощи для отдельных категорий граждан.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Например, уже 70% скидку на оплату получили жильцы домов, расположенных вблизи полигонов. Но это лишь полумера, потому как в Московской области, как уже отмечали в ОНФ, проживает более 2,6 млн человек, которые там не зарегистрированы, но активно производят коммунальные отходы. Таким образом, до конца остается непонятным, каким образом находить компенсацию для жителей и одновременно компенсировать работу перевозчиков по «незарегистрированному» мусору.

Еще одна проблема – рекультивация мусорных полигонов Подмосковья и строительство новых мощностей по переработке. То, количество мусора, которое производится в Подмосковье, заставляет правительство идти на непопулярные меры и изыскивать возможность возить обходы в соседние регионы. Что в свою очередь провоцирует рост социального напряжения.

Также нужно добавить и то, что механизмы переработки еще до конца не продуманы. Отсюда – необходимость захоронения даже переработанного мусора. Пусть и не в таких количествах, как до введения реформы.

Проблематика: Москва просит отложить реформу

Почти любая реформа, особенно та, которая ближе всего к кошелькам населения, сопровождается их недовольством. В начале 2019 года жители Подмосковья массово жаловались на то, что им не понятно, сколько и как нужно будет платить за вывоз мусора, а также – каким образом заключать договоры с региональным оператором. К апрелю ситуация относительно стабилизировалась: с тарифами жителей относительно полно ознакомили, а бремя заключения договоров взяли на себя управляющие компании.

Однако основная проблема пока сохраняется – тариф. Им одинаково недовольны как жители Московской области, так и население других российских регионов. Однако к традиционным просьбам субъекта по пересмотру тарифа, добавляется просьба из Подмосковья – рассчитывать стоимость не от количества квадратных метров, а от количества зарегистрированных в квартире людей, то есть – как в других субъектах.

Также некоторые жители частного сектора в Московской области жалуются на одинаковый тариф для тех, кто просто выбрасывает накопившийся дома мусор, и тех, кто его сортирует намеренно. Они уверены, что они самостоятельно занимаются сортировкой, а поэтому тариф для них должен быть иным.

Перспективы реформы в РФ

Любая реформа должна пройти проверку временем и устояться. Поэтому россиянам не стоит ждать простого, понятного и идеального сценария. Это невозможно. Сейчас реформа находится в зачаточной стадии, до перехода на осознанную сортировку (что, кстати, позволит снизить тариф) гражданами еще далеко

Но важность реформы ставить под сомнение нельзя

Как вопрос решался раньше

В стране долгое время не принимались решения, которые бы вывели систему обращения с отходами на цивилизованный уровень, как это делается в развитых странах.

По установленным ранее правилам, согласно закону от 1998 года, ответственность за утилизацию мусора несли только муниципалитеты.

Существовавшие требования не позволяли ставить дополнительные контейнеры для мусора, в результате отходы не разделялись. Работа перевозчиков, которые занимались сбором и доставкой мусора на свалки, никем не проверялась. Это приводило к тому, что содержимое контейнеров, в лучшем случае, попадало на свалку, в худшем – оказывалось в лесной зоне или в овраге. Недобросовестные подрядчики, таким образом, избегали платы хозяевам свалок и полигонов.

С жителями регионов раньше не согласовывался вопрос о территориальном размещении свалок, полигонов. В результате, некоторые россияне вынуждены жить вблизи объектов, загрязняющих окружающую среду. Новый закон полностью изменил положение вещей и дал право гражданам принимать участие в важных решениях.

Законодательная база

Правила обращения и утилизации отходов населения и предприятий регламентируются Федеральным законом № 89, подписанным еще в 1998 году. Согласно ему, ответственными за утилизацию отходов были муниципалитеты, и эта услуга считалась из ряда жилищных. Но такая схема давно изжила себя, в результате чего многие города страны стали просто утопать в мусоре, пример чему – скандал в Челябинске осенью 2018, когда в городе просто перестали утилизировать бытовые отходы.

О проведении реформы заговорили еще в 2017, и вылилось все это во внесение изменений в действующее законодательство: Путин подписал ФЗ № 503-ФЗ, по которому уполномоченными за сбор, накопление и переработку отходов, а также систему классификации мусора становятся регионы. Власти на местах сами решают, где строить накопительные площадки, кого назначать ответственными за вывоз, при этом жители имеют право голоса в этом вопросе.

Подготовка к вступлению реформы в силу началась еще в 2018. До 1 мая местные власти должны были выбрать регионального оператора, а до 1 июля установить тарифы на услуги. До этого эта функция возлагалась на муниципалитеты, а оплата за утилизацию мусора входила в сумму за содержание дома.

Что изменится

Реформа затрагивает полностью все, что связано с бытовым мусором. Ответственность за весь цикл обращения с отходами в новом году полностью возлагается на региональных операторов, выбранных властями в ходе конкурса.

В первую очередь будет введен полный контроль над передвижением мусора от контейнера до места утилизации.

Для этого все машины оснащаются GPS маячками и датчиками веса. Это даст возможность проследить маршрут, а также перевозимый вес в машине. Ожидается, что такая мера поможет снизить объемы захоронений бытовых отходов, очистить территории от несанкционированных свалок.

Мусорная реформа в России: все за и против

Региональные операторы обязаны оборудовать каждый двор несколькими контейнерами. Один предназначен для пищевых отходов, другой для всего остального. При этом должны быть соблюдены нормы по отдаленности от жилых домов, детских площадок.

Они должны быть отделены и отправлены на переработку. Для этого будут строиться новые сортировочные станции, мусороперерабатывающие заводы.

По статистике, 50% отходов составляет мусор, который подлежит рециклингу (переработке).

Региональные операторы будут отвечать за стихийные свалки на подконтрольной территории. В противном случае компанию ожидают штрафы, лишение статуса регионального оператора. Они должны будут выяснять, кто их создает и заставлять убирать. Или же самостоятельно вывозить мусор, если собственник отказывается. Но в этом случае компания будет иметь право потребовать компенсировать расходы через суд.

Интересное  Шумовое загрязнение окружающей среды: источники и способы измерения

По новым правилам, у регионов появилось больше полномочий в сфере обращения с мусором. Они будут самостоятельно принимать решение, как производить сбор, накапливание и переработку мусора. При этом они обязаны согласовывать размещение полигонов для захоронения отходов с населением. Также решение о месторасположении мусоросжигающего комплекса не может быть принято без общественных слушаний.

Национальный проект «Экология», созданный для поддержки регионов, предусматривает строительство новых мусороперерабатывающих предприятий, современной инфраструктуры. Планируется увеличить переработку коммунальных отходов от 7% до 60%.

Мусорная реформа в России: все за и против

Тюменские истоки

Стало известно, что ноги у «мусорной» реформе, охватившей с 2019 года всю страну, растут именно из Тюмени.

На предновогодней пресс-конференции заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин заявил, что «принципиально новую, прогрессивную систему обращения с отходами» была рождена именно в Тюменской области, на совете по экологии при губернаторстве Владимира Якушева, который с мая 2018 года возглавил Минстрой. Отметим, что российский министр ЖКХ входит в состав наблюдательного совета компании «Российский экологический оператор». Также, как и бывший губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, возглавивший в мае Минприроды.

Это тюменская идея всю цепочку работ от вывоза до сортировки (если есть) и захоронения мусора отдать так называемым «региональным операторам», параллельно сделав услуга по вывозу ТБО стала не жилищной, а коммунальной, т.е. облагаемой увеличенным НДС. Региональным операторам отдали также право устанавливать тариф за вывоз мусора (в расчете за кубический метр или тонну отходов) и норматива образования отходов населением.

Еще не все россияне до конца осознали, что скоро они увидят новую графу в квитанциях ЖКХ. Как недавно сообщил курирующий природопользование вице-премьер Алексей Гордеев заявил, что услуга утилизации ТБО теперь будет обходиться в 120-130 рублей в месяц на человека, цитирует чиновника РБК. Однако не все регионы перешли на такую подушевую плату за мусор. Подушевой тариф означает расчет накопления мусора в год на одного человека (в кубических метрах или тоннах), который в среднем равен 190 л/месяц (от 120 до 280 л по разным регионам).

В Тюменской области установлен другой способ подсчета тарифа, где стоимость вывоза ТБО рассчитывается по площади. Так за «квадрат» здесь платят 5,04 рублей. И этот тариф делает просто заоблачными цены за вывоз мусора для частных домов. Экологический активист Аркадий Каюгин начал эксперимент о том, сколько мусора «производит» семья из четырех человек, проживающая на 78 квадратных метрах. Оказалось, что при действующем нормативе такая квартира должна накапливать 2,1 кг мусора в день, но в реальных условиях мусора получилось больше. Но если принять в расчет среднюю обеспеченность жилплощадью по региону, то получатся как раз установленные 276 кг/год. Таким образом, Каюгин пришел к выводу, что оптимальным является дифференцированный норматив учета отходов. А якобы более справедливый подушевой работает только если квартира менее 110 «квадратов».

Аналогичный дифференцированный подход, где жители многоквартирных домов платят пропорционально площади квартир, работает сейчас в Калужской, Нижегородской областях и Удмуртии. Очевидно, что перехода на дифференцированный норматив расчёта добиваются сейчас и тюменские активисты, которые готовы протестовать против платежей за мусор 20 февраля.

Против чего протестует население?

Частично протесты связаны с московским мусором, его попросту слишком много. Еще до мусорной реформы эта проблема привела к нескольким крупным протестам в Подмосковье, куда он свозился. Именно московский мусор стал причиной протестов в Шиесе в Архангельской области. Проблема до сих пор не решена.

Акции протеста против свалок проходили еще до реформы. Самым известным стал протест жителей подмосковной Балашихи против свалки «Кучино». В середине июня 2017 года жители пожаловались на прямой линии Путину на гору мусора, которая возвышается рядом с их домами. Президент поручил закрыть свалку.

Полигон «Кучино» принимал до 600 тысяч тонн отходов в год. После его закрытия этот мусор повезли на другие свалки Подмосковья. После этого митинги жителей, недовольных увеличением нагрузки на полигоны рядом с их домами, прошли и в других городах области: Коломне, Наро-Фоминске, Воскресенске и других.

Самым резонансным стал протест жителей Волоколамска против полигона «Ядрово». В начале марта в городе с населением менее 20 тысяч на митинг неожиданно вышли пять тысяч человек.

В последующие месяцы жители города круглосуточно следили за тем, сколько мусора везут на «Ядрово», и регулярно устраивали демонстрации. Митингующие требовали отставки руководства города и всей области.

В июне 2019 года Следственный комитет возбудил в отношении оператора полигона уголовное дело по статье «нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов», а в конце июля суд арестовал земли и другое имущество оператора «Ядрово» и передал их в ведение компании, принадлежащей властям области.

В январе 2020 года губернатор Подмосковья Андрей Воробьев заявил, что «Ядрово» закроют до конца года. Всего из 39 подмосковных свалок на данный момент закрыто 28, уточнил он.

Но куда в таком случается девать московский мусор? У властей есть два ответа: везти в другие регионы и сжигать. Обе эти инициативы не нравятся жителям, рядом с домами которых будут строиться новые полигоны и мусоросжигающие заводы.

Изначально часть отходов из столицы решили свозить в Архангельскую область на полигон рядом с железнодорожной станцией Шиес. Местные жители организовали бессрочный массовый протест против строительства полигона, и строительство в итоге остановили.

В новой московской схеме обращения с отходами Шиес не упоминается. В документе говорится, что часть мусора будут свозить в Подмосковье, Калужскую и Владимирскую области. В Калужской области для этого построили новый полигон в районе деревни Михали. Жители пытались предотвратить появление полигона, но он был построен и официально начал работать

Часть отходов будут свозить на мусоросжигающие заводы, против строительства которых протестуют жители и экологи. На данный момент строятся пять таких предприятий: четыре в Подмосковье и один в Казани. Власти уверяют, что заводы не будут загрязнять окружающую среду, но протестующие им не верят.

Установлению доверия между властями и активистами не способствуют скандалы наподобие истории с сайтом полигона «Тимохово» в Подмосковье. На сайте в режиме реального времени транслировались данные датчиков, показывающих загрязнение воздуха в районе полигона.

ИТ-специалисты проанализировали код веб-страницы и выяснили, что вместо данных с датчиков там используется генератор случайных чисел. Министерство ЖКХ Подмосковья сообщило, что датчики установлены не властями, а оператором полигона, и что датчики работали в тестовом режиме, поэтому говорить о неверных показаниях некорректно. После этого сайт с данными о загрязнении воздуха прекратил работу.

Акции протеста проходят в разных регионах. Например, в Тюмени после смены оператора пропали контейнеры для пластиковых бутылок. Жители устраивают пикеты, требуя вернуть им возможность раздельного сбора мусора. Вернуть раздельный сбор также требуют активисты во Владимирской области.

Участники бизнеса и эксперты неоднократно обращали внимание властей на то, что операторам невыгодно разделять мусор, так как их выручка зависит от того, сколько всего смешанных отходов они вывезли. Экологи предлагают изменить законодательство так, чтобы заработок оператора зависел от того, сколько мусора не попало на полигон

Русская служба Би-би-си отправилась на Шиес, чтобы увидеть быт активистов посреди тайги и узнать, что о протестах думают рабочие одной из самых скандальных строек страны.

Кадровые перестановки

Год начался с создания головной компании отрасли по обращению с отходами: президент России 14 января подписал указ о создании публично-правовой компании «Российский экологический оператор».

Госкомпания обладает широким инструментарием: может формулировать предложения по изменению законодательства, проводить экспертизу региональных схем по обращению с мусором и выстраивать их в единую схему в масштабе всей страны, разрабатывать проекты федеральных госпрограмм, поддерживать инвестиции, выпускать облигации, покупать землю, предприятия, оборудование и доли в других компаниях.

В феврале правительство назначило гендиректором РЭО Дениса Буцаева, бывшего зампреда правительства и министра инвестиций и инноваций Московской области.

В ноябре уволился замглавы Минприроды России Владимир Логинов, курировавший реформу отрасли почти год, и его сменил Константин Румянцев, бывший помощник вице-премьера страны Алексея Гордеева.

Интересное  Утилизация огнетушителей: порошковых, пенных, углекислотных

В конце ноября Буцаева отправили в отставку. Как объяснил в беседе с тележурналистами премьер-министр Дмитрий Медведев, это связано с тем, что решения в РЭО принимались недостаточно быстро, а в этом деле нужно «больше энергии».

25 ноября Гордеев объявил, что место Буцаева займет аудитор Счетной палаты, бывший глава Минстроя Михаил Мень, и отметил, что для успешного функционирования отрасли необходима более качественная и публичная работа с людьми, региональными и муниципальными властями. Позднее Гордеев, однако, уточнил, что у правительства есть несколько кандидатов на пост главы РЭО.

Итак, в 2020 год совсем молодая отрасль обращения с отходами входит хотя и без руководителя, но на подъеме. Скоро изменятся правила сжигания мусора — это не считается его утилизацией. Госдума одобрила поправку о возможности использования отходов как возобновляемого источника энергии после извлечения из них полезных компонентов. И кроме того, к концу 2020 года утилизация бытовых отходов должна вырасти с 7% до 16,2%, а обработка — с 12% до 27%.

На какой стадии находится Реформа в РФ

По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.

С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.

С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.

Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).

Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!

Общий балл
898

223

+

1121

Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.

Общий балл
652

222

+

874

Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!

Общий балл
443

122

+

565

Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.

Общий балл
-166

374

+

208

Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…

Общий балл
-176

262

+

86

Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!

Общий балл
-201

284

+

83

Выявлены первые проблемы

Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %. Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего. Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.

Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.

Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.

Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.

Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.

Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.

Перспективы Реформы

Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:

Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

  • Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
  • Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.

Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.

Российская мусорная реформа реально сможет заработать с 1 января 2019 года лишь в некоторых регионах

На самом деле, несмотря на громкие заявления чиновников, «мусорная реформа» с 1 января 2019 года сможет реально заработать лишь только в нескольких отдельных регионах. К середине 2018 года, когда поэтапная подготовка к нововведениям уже была в действии, региональные операторы были выбраны в 67 регионах России, а заработала она только в 11 субъектах.

На самом деле, как показала практика, для реализации такого масштабного проекта необходимо гораздо больше времени и финансирования. Если следовать всем условиям «мусорной реформы», во дворах городов и районов должны появиться специальные площадки для сбора мусора, причем контейнеры там должны быть разделены и отведены под металл, пластик, стекло, бумагу и прочие.

Тем временем, независимо от того, заработает ли «мусорная реформа» в стране на практике тарифы на вывоз ТБО по регионам возрастут как минимум на 125 уже в январе 2019 года. Примечательно, что отдельные льготы предусмотрены для жителей, которые самостоятельно изъявят желание принимать участие в программе раздельного сбора мусора.

О ЗДЦ

Наверное, любой россиянин с наступлением определённого возраста начинает понимать: всё, что ни задумают наши правители якобы для блага народа, оборачивается для этого самого народа ничем иным как проблемами.

Или, говоря привычно русскому человеку, большой-пребольшой задницей.

Сокращённо – ЗДЦ.

Вот давайте возьмём для примера реформу обращения с отходами, которую население мгновенно и совершенно справедливо окрестило «мусорной реформой» – тут местный автор, завершив очередное сложное, зато увлекательное дело, решил в порядке активного отдыха проанализировать, что же получил на данный момент российский народ от её проведения.

И теперь приглашает вас, уважаемые читатели, ознакомиться с его выводами.

А заодно посмотреть, в насколько большой ЗДЦ мы с вами находимся уже сейчас, и прикинуть, в какую угодим в ближайшем будущем.

Но для начала давайте вспомним, как обстояли дела с обращением с твёрдыми бытовыми (чуть позже их назвали коммунальными) отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения.

Оцените статью
Добавить комментарий