Все что нужно знать о полигоне твердых бытовых отходов (тбо)

Все что нужно знать о полигоне твердых бытовых отходов (тбо)

Все что нужно знать о полигоне твердых бытовых отходов (тбо)
0
0
28.08.2020

Оформление отработанных элементов

Государство обязывает промышленные объекты предоставлять сведения об отработанных материалах производства. Чтобы оформить отходы на предприятии, нужно составить и утвердить паспорта каждого вида мусора, на основе Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) для получения лицензии на вывоз и утилизацию мусора.

Если в каталоге нет нужного вида, предприятие обязано провести сторонний анализ состава вещества в аккредитованной лаборатории, на основе которого рассчитывается класс опасности отхода.

Далее следует выбрать организацию, которой они будут передаваться, и заключить договор на оказание услуг.

Важно убедиться, что выбранная фирма имеет соответствующую лицензию на все этапы размещения мусора различных классов опасности. Перечисленные действия занимают долгое время, поэтому рекомендуется выполнить их заранее, чтобы избежать превышения установленного срока накопления мусора — 11 месяцев

Следующий этап — непосредственное списание твердых промышленных отходов как имущества. Этот процесс зависит от учетной политики отдельного предприятия.

Оформление отходов, обезвреживание, утилизация — долгий и затратный процесс, требующий тщательного выполнения каждого этапа, однако это важно для предотвращения экологической катастрофы. Растущее количество предприятий отрицательно сказывается на окружающей среде и на человечестве

Пока значительное сокращение мусора или полное избавление от них невозможно в краткосрочной перспективе, грамотная утилизация поможет поддерживать экологию в норме

Растущее количество предприятий отрицательно сказывается на окружающей среде и на человечестве. Пока значительное сокращение мусора или полное избавление от них невозможно в краткосрочной перспективе, грамотная утилизация поможет поддерживать экологию в норме.

Особенности полигонов промышленных отходов

Если в проекте была предусмотрена изоляция промышленного неопасного мусора, то полигон принимает и утилизирует:

  • строительные обломки;
  • песок;
  • картонные и бумажные отходы;
  • опилочный материал.

Для приема опасного промышленного мусора разработаны особые условия, главное из которых – обеспечить обеззараживание отходов в специальном цеху. Пройдя обработку, опасные ТБО, подлежащие захоронению, не будут негативно влиять на окружающую среду. А в отдельных случаях, может быть их частичное уничтожение.

К отличительным особенностям содержания таких объектов относятся:

  • усиление системы сточных вод;
  • более надежное оснащение «подкладки» участка складирования, фильтрата.

Для радиоактивных ТБО строят изолированные бункеры. Ядохимикаты определяют в бочки.

Выброшенный в океан мусорный контейнер не гарантирует, что отходы не попадут в воду. Коррозия разрушит металл за 10 лет, бетонный короб – за 30 лет.

Требования СанПиН к полигонам ТБО

При проектировании такого стратегически важного объекта как полигон, учитывают требования СанПиН (статья 1650 ФЗ-52) и нормативную документацию, касающуюся охраны экологии и градостроительства. Преимуществом для размещения полигона считается глинистая почва

Предприятие по открытию полигона должно выполнить следующие требования СанПиН:

  • высота ограждений территории от 1.8 метров;
  • площадь под складирование отходов разбита на участки (эксплуатация каждого ограничена сроком не более 7 лет);
  • санитарная зона оборудована для дезинфекции мусоровозов;
  • произведен монтаж системы пожаротушения.

В случае невыполнения всех условий, органы санитарного надзора могут запретить организацию объекта утилизации.

Где не разрешается размещение полигона

На участке должна быть санитарно-защитная территория. Недопустимо строительство объекта вблизи от жилых домов, дачных и коттеджных поселков, мест загородного отдыха.

Исключено нахождение полигона в зоне санитарной охраны (ЗСО) водных объектов I, II, и III пояса.

Расшифровка по зонам СО

Пояс I II III
Краткое название Строгий режим Зона микробного загрязнения Зона химического загрязнения
Назначение Защита места водозабора в радиусе 30-50 метров. Зона, учитывающая время возможного микробного заражения. Территория, предназначенная для предупреждения заражения (загрязнения воды). Зона, предусматривающая возможное попадание химических загрязнений в водозабор не ранее окончания срока эксплуатации источника. Минимальный срок эксплуатации скважины 25 лет.
Гидродинамический расчет Не делают Применяют Применяют (используют показатель 10 000 суток).

Деятельность по содержанию и эксплуатации полигонов ТБО является лицензированной. Выдает лицензию Росприроднадзор, после подачи и рассмотрения документов.

Требования к организации мусорных полигонов

Помимо 2-х законодательных актов, указанных выше, существует множество документов СанПиН и СНиП, регламентирующих устройство и деятельность санкционированных свалок. Основные требования этих документов такие:

  1. На въезде в объекты должны располагаться контрольно-дезинфицирующие зоны, представляющие собой ванны из железобетона, наполненные жидкостью для мытья колёс выезжающих транспортных средств.
  2. На территории объекта должна быть оборудована эффективная система пожаротушения, призванная предотвратить возгорания хранящихся отходов.
  3. Свалка должна быть огорожена ограждением высотой не менее 1,8 м.
  4. Площадь объекта должна быть разделена на отдельные территории. Допускается эксплуатация каждого отдельного участка не более 7 лет.
  5. Грунт размещения мусоросвалки должен состоять или тяжёлых суглинков или плотной глины. Если нет возможности разместить объект в подобном месте, необходимо предварительно произвести отсыпку водонепроницаемой поверхности, чтобы была обеспечена гидроизоляция свалки.
  6. Размещение вдали от жилых застроек и наличие собственной санитарно-защитной зоны. Законодательные акты содержат перечень объектов, вблизи которых категорически запрещено создавать полигоны твёрдых бытовых отходов.
  7. У организации, занимающейся устройством полигонов, должна быть соответствующая лицензия и проект предполагаемого объекта или объектов.

Устройство полигонов ТБО

При организации полигона не выбирают лесной массив. Подходящая территория: овраги, заброшенные карьеры, степные низины, хорошо проветриваемые места, где нет взаимодействия с грунтовыми водами.

Противофильтрационный экран (ПФЭ)

Важным элементом полигона является ПФЭ. Сооружение может иметь естественный минеральный глинистый грунт или быть создано с помощью дополнительных материалов:

  • полиэтилен разной плотности;
  • синтетические глинистые пленки;
  • синтетический текстиль.
Интересное  Утилизация лекарственных средств с истекшим сроком годности

Экран бывает однослойным (природный или синтетический), двухслойным, композитным (несколько разнородных слоев).

Если фильтрат очень интенсивный, используют один из 5 вариантов экранов:

Наименование Характеристики Размер
1 Глиняный Гигроскопичный 0.5 м
2 Битумная грунтовка Используют отработку нефтяной отрасли или вяжущие органические составы 0.2 – 0.4 м
3 Двойной латексный экран Латексный слой 0.3 м, песок 0.4 м, латекс и глина 0.5 м 1.2 м
4 С пленкой ПВХ Глина 0.2 м, два слоя пленки ПВХ, между слоями песок 0.4 м, газовая канальная сажа 0.2 м, песок 0.5 м 1.3 м
5 SS100 с бентонитовым матом Грунт 0.3 м, полотно бентонитового мата (5х40) высотой 0.15 м 0.45 м

Дренажная система для сбора и отвода фильтрата

Конструкцию устраивают так, чтобы накопившаяся жидкость отводилась со всей поверхности дна полигона. Технически система состоит из 3-х слоев дренажа и труб. В разрезе она выглядит:

  • Первый нижний слой – глина;
  • Второй – песок, где размещена часть труб, защищенных слоем щебня;
  • Третий – пленка ПВХ (2 слоя) и песок с дренажными трубами.

Инженерные сооружения

Коммуникации обеспечивают жизнедеятельность объекта и располагаются по всей территории:

  • канал для отвода воды (осадков), устроенный по периметру;
  • вал из грунта, служит защитой водоотводного канала от попадания мусора (высота 150-170 см, ширина 300-400 см);
  • внутренний контрольный водоем, водосборник дождевых осадков;
  • пруд или емкости с водой на случай воспламенения;
  • наблюдательные скважины за контролем появления воды в грунте;
  • коммуникации, поддерживающие эксплуатацию объекта (водопровод, линия электропередач, канализация);
  • заборы, ограждения, таблички;
  • подъездная и дополнительная дороги.

Хозяйственная зона

Размещение сооружений в хозяйственной зоне следующее:

  • административное здание;
  • проходная;
  • пункт радиационного, биологического, химического контроля;
  • весовая;
  • гараж спецтехники;
  • склады ГСМ, стройматериалов, спецодежды;
  • подсобные мастерские;
  • вспомогательные помещения.

Санитарная зона

Согласно нормативным документам СанПиНа, район зоны должен соответствовать размерам в 500 метров. Нельзя, чтобы на ней находились жилые помещения, источники питьевой воды. Это территория, обеспечивающая безопасность от химических и биологических загрязнений, токсических выбросов, которые возможны при эксплуатации объекта.

Участок для складирования отходов

Основное сооружение сообщается с хозяйственно-административной зоной внутренней дорогой и занимает более 90% всей площади объекта. Участок имеет три очереди эксплуатации, при условии загруженности каждого в течение 3-5 лет.

Для первой очереди выделяется комплекс на первые два года. В 1-3 очереди складирование ТБО происходит в три слоя отходов (высота одного слоя от 2 до 2.5 м).

В Германии 409 новых свалок оснащено сбором биогаза. Значительная его часть поступает в коммунальные сети газоснабжения.

Правовое регулирование в области обращения с ТБО.

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми бытовыми отходами.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов. Типовой порядок сбора отходов на территории городских и других поселений был разработан НИЦПУРО в 2002 году по заказу МПР России, но так и не был утвержден.

Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 9 Закона обязывает лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами.

Согласно статье 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов.

К прочим международным соглашениям, регулирующим деятельность по управлению ТБО, следует отнести «Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях». В частности п.п. d), п.1, ст. 6 требует, чтобы отходы обрабатывались, собирались, транспортировались и хранились экологически безопасным образом, а также принимались меры к нейтрализации стойких органических загрязнителей. Особое значение эта Конвенция имеет при эксплуатации мусоросжигательных заводов и прочих объектов термической обработки отходов, а также пожаров на свалках. Более подробно об этом сказано в Приложении C.

Интересное  Что такое озоновый слой? какова его роль на планете?

В этой связи также следует упомянуть «Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния», в которой предусматривается обмен информацией и формирование политики, направленной на борьбу с выбросами загрязнителей воздуха.

«Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря» – это еще одно международное соглашение, которое регулирует защиту морского бассейна Балтики, в том числе и от бытовых отходов на побережье.

Международные соглашения следует учитывать при рассмотрении проектов строительства мусоросжигательных заводов в приграничных зонах, например, Ленинградской области и Краснодарском крае.

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в статье 7 определяет полномочия органов местного самоуправления. Так к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Этот закон также обязывает соблюдать требования к обезвреживанию и безопасному размещению отходов, а ст.24 обязывает нормировать образование и лимитировать размещение отходов. Статья 30 обязывает лицензировать некоторые виды деятельности в области охраны окружающей среды согласно устанавливаемому Правительством перечню.

6. Производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО

6.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.

6.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.

6.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 2.3) организация, обслуживающая полигон, разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.

6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.

6.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.

Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно — эпидемиологических требований.

6.6. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.

6.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно — защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.

Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.

В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, pH, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.

6.8. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно — защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.

В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно — защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.

6.9. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли — титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.

Ответственность за самовольное захоронение

В соответствии с заключением Минэкономразвития России №721

  1. Предусматривается ответственность за игнорирование санитарно-эпидемиологических требований при обращении с материалами производства в соответствии со статьей 8.2 КоАП.
  2. Предусматривается ответственность за нарушения, связанные с системой учета по обращению с отходами.
  3. Ответственность предусмотрена для всех лиц, осуществляющих деятельность в области работы по сбору, транспортировке, хранению, утилизации.
  4. Несоблюдение норм и правил влечет наложение штрафных санкций или приостановление деятельности сроком до 90 дней.
  5. За нарушение норм обращения с опасными для экологии отходами предусматривается уголовное наказание в соответствии со статьей 247, часть 1
  6. В соответствии со статьями 1069-1101 ГК РФ предусматривается правовая ответственность за нанесение вреда окружающей среде или человеку вследствие неправильного обращения с отходами.
Интересное  Гост 17.2.3.01-86 охрана природы (ссоп). атмосфера. правила контроля качества воздуха населенных пунктов

Порядок захоронения радиоактивных отходов и ядерные могильники

Виды отходов производства и методы переработки промышленного мусора

Правила размещения, хранения и накопления отходов

Размер штрафа за выброс мусора в неположенном месте и статья КоАП

Порядок обращения с отходами производства и потребления

Понятие обезвреживания отходов и методы нейтрализации их опасности

Риски при размещении отходов

Экологическая опасность деятельности, связанной с размещением отходов (их хранением и (или) их захоронением), подчеркивается положениями ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», признающими размещение отходов одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно определению понятия «объект размещения отходов», закрепленному ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», данным объектом признается только специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов. При этом именно соблюдение совокупности требований, предъявляемых к обустройству объектов размещения отходов, позволяет обеспечить их экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность для человека и окружающей среды. Вместе с тем, превентивный контроль за соблюдением всех требований при проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию данных объектов осуществляется путем обеспечения функционирования разрешительного порядка их создания.

Разрешительный порядок создания объектов размещения отходов предусмотрен ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, которая устанавливает, что объекты размещения отходов могут создаваться только на основании разрешений, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами (в настоящее время таковыми являются территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования). При этом согласно Временным правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденными заместителем министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15 июля 1994 г., разрешение на размещение отходов устанавливает объем (массу) размещения на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристики объектов для размещения отходов.


Ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет правила определения мест строительства объектов размещения отходов. Следует отметить, что данный порядок несколько различается в зависимости от вида отходов, подлежащих размещению. Так, согласно указанной норме, определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Главным условием при проектировании, строительстве, эксплуатации, выводе из эксплуатации и консервации любого вида объектов размещения отходов является обязательное соблюдение целой системы требований – экологических, санитарно-эпидемиологических, градостроительных, технических и ряда других.

Значимость соблюдения экологических требований в ходе осуществления деятельности, связанной с размещением отходов подчеркивается законодательством. Так, нормы ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подчеркивают, что отходы производства и потребления подлежат хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Организационно-правовым механизмом, позволяющим обеспечить соблюдение экологических требований еще на стадии проектирования объектов размещения отходов является государственная экологическая экспертиза. Так, проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности является в настоящее время объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня (п. 7.2. ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»).

Вместе с тем, в процессе выбора земельного участка и проектирования объектов размещения отходов, должны учитываться не только экологические требования. Объекты размещения отходов являются также объектами градостроительной деятельности и проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием I – V класса опасности, помимо государственной экологической экспертизы, подлежит также государственной экспертизе проектной документации (п. 4.1. ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ). В ходе проведения данной экспертизы обеспечивается установление соответствия объекта размещения отходов как градостроительным, так и ряду иных требований.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно