Утилизация отработанного моторного масла

Утилизация отработанного моторного масла

Утилизация отработанного моторного масла
0
0
14.05.2020

Технологии переработки отработанного масла в дизельное топливо

Технологию часто сравнивают со стиркой одежды. В этом случае масло, так же, как и одежда, очищается от загрязнений, таких как химические добавки, вода и другие частицы, примеси. Но разница состоит в том, что в отличие от одежды, масло может очищаться сколько угодно раз и не терять свои свойства.

Смешивание масла с дизтопливом

Разбавление маслом дизельное топливо часто улучшает качество последнего и предотвращает поломки мотора. Но есть ряд фактов, которые сильно изменяют его работу:

  • придется сменить заправляемое топливо на более дорогое;
  • если смеси будет много, то мотор может попросту перегреться;
  • также может появляться дым и нагар, собирающийся на свечах зажигания и выводящий их из эксплуатации.

Если же смеси будет мало, то мотор быстро сломается и износится.

Перед смешиванием нужно обратиться за помощью к специалисту для подбора правильного топлива высокого качества, так как смесь низкого качества может ухудшить работу мотора. Последний чувствительный к качеству, поэтому нужно выбирать также качественное масло, которое не будет содержать химических добавок.

Не следует добавлять его в вещество, если двигатель имеет сажевый фильтр. Следует помнить, что практически каждое масло имеет минимальное количество химических добавок, которые негативно сказываются на работе системы автомобиля. Особенно это влияет на форсунки – они первыми выходят из строя.

Переработка машинного масла в дизельное топливо или их смешивание часто связано с тем, что после этого двигатель работает намного тише. Некоторые водители даже отмечают, что после смешивания веществ пропадает вибрация и не прослеживается стук.

Хотя на самом деле заправляемое вещество просто устраняет те проблемы, которые возникли после нескольких лет эксплуатации отдельных частей. Так, стук возникает из-за появления зазоров, которые являются подтверждением большого километража автомобиля. Другие шумы появлялись же из-за износа двигателя.

Метод пиролиза

Для получения топлива с помощью метода пиролиза и ректификации требуется установка по переработке отработки масла в дизтопливо. С самого начала с помощью специальных установок специалистами осуществляется крекинг, в результате которого из отработанных масел получается печное топливо темных оттенков. Цвет меняется в зависимости от состава изначальной смеси. Как правило, объем уменьшается на 15%.

Далее топливо отправляют на другие установки, колонны, на ректификацию. Этот процесс позволяет осветлить средство и разделить его на следующие части: мазут, дизельную и бензиновую фракции. Они делятся по температурам кипения и могут нести разного характера дистиллят. К примеру, бензиновая фракция – это легкий дистиллят, а мазут – вообще тяжелый остаток, составляющий до 30% от всей смеси, в то время как первая занимает до 20%, а дизельная фракция – до 50%.

Метод пиролиза с воздействием ректификации популярный в наше время. Ведь в результате полученная смесь не сильно влияет на работу и срок эксплуатации мотора, и не заставляет менять всю автоматику транспортного средства. Также при их добавлении не нужно переоборудовать двигатель.

Вред отработанного масла для окружающей среды

Моторную смазку используют в двигателе определенное время. По истечении конкретного срока начинают образовываться продукты окисления, которые снижают полезные свойства масла и заставляют водителя его менять. Если владелец автомобиля безответственно относится к утилизации и просто сливает устаревший раствор на землю или в канализацию, это приведет к негативным последствиям.

Правильная утилизация отработанного машинного масла важна по нескольким причинам:

  • Попадая в воду, состав держится на поверхности, создавая ядовитую пленку: погибают рыбы и другие обитатели рек, снижается качество воды.
  • Впитываясь в землю, химикаты отравляют почву и делают ее непригодной для использования.
  • Слитое в канализацию моторное масло разрушает сантехнические системы и попадает в сточные воды, делая их токсичными.

Смазочные материалы наносят серьезный вред окружающей среде. Поэтому к вопросу их утилизации нужно относится с ответственностью

Физико-химические методы утилизации автомасел

Топливно-энергетические ресурсы можно расширить путем регенерации отработанных нефтепродуктов. Восстановленное топливо не уступает качеству первично изготовленного. Интенсивное развитие получили физико-химические методы восстановления (коагуляция, адсорбционная и ионно-обменная очистки).

Даже в отработанном масле доля содержания ценных углеводородов достаточно высока. Из отработок удаляются механические примеси, продукты окисления. Глубина очистки дает максимальный выход базового масла. Добавление присадок позволяет изготавливать маслосодержащие товары с разными свойствами.

Коагуляция

Коагуляция — не самостоятельный процесс очистки, а подготовительный для отстаивания и фильтрации. Для этого с помощью коагулянтов (электролиты естественного и искусственного происхождения, ПАВы, гидрофильные соединения) мелкодисперсные частицы масляных загрязнителей укрупняются. В таком состоянии их можно отфильтровать. Коагуляционная эффективность зависит от объёма вводимого коагулянта, температуры смеси, времени контактирования.

Советуем почитать: Методы и способы обработки отходов

Адсорбционная очистка

Вещества-адсорбенты способны связывать на своей поверхности загрязняющие элементы использованных масел.

По происхождению адсорбирующее сырье встречается двух видов:

  • естественное (цеолиты, бокситы, глины);
  • химическое (окись алюминия, синтетические цеолиты, силикагель).

Адсорбция осуществляется разными методами:

  • контактный (масляные отходы перемешиваются с адсорбентом, который требует утилизации);
  • перколяционный (загрязненные нефтепродукты процеживают через неподвижный пласт руды в емкостях-перколяторах);
  • противоточный (масло очищается в непрерывно движущемся адсорбентном слое). Это выгодный процесс, который не нуждается в регенерации адсорбента.

Ионно-обменная очистка

Для очистки отработанных масел применяется способность ионитов фильтровать загрязнения. Это гигроскопические гели в твердом агрегатном состоянии, полученные путем полимеризации органических веществ и обладающие устойчивостью к водным и углеводородным растворам. Последовательные манипуляции по промывке, сушке и активации восстанавливают функцию ионитов.

Очистку проводят двумя методами:

  • Перемешивание (масло перемешивают с зернами ионитов).
  • Фильтрация (отработку пропускают через ионитный слой).

В ионообменной реакции ионы загрязнителей остаются в ионитной решетке. Ионно-обменная очистка задерживает продукты окисления, но не смолистые фракции.

Отходы масел.

Паспорта на отходы, расчет, инструкция по обращению

Отработанные масла являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Значительный ущерб окружающей среде наносится во время неправильного сбора и хранения отработанных масел. Отработанные масла являются пожаро- и взрывоопасными отходами, а также легко воспламеняющимися.Условия временного хранения отработанных масел1.

Первичный сбор отработанных масел должен осуществляться раздельно от других отходов в специально предназначенные герметически закрываемые емкости, имеющие соответствующую маркировку.2. Емкости для сбора и временного накопления отработанных масел и нефтесодержащих отходов должны находиться на открытой площадке с твердым и водонепроницаемым основанием с ограждением или обваловкой, исключающей попадание отработанных масел в окружающую среду в случае их разлива.

Емкости должны быть защищены от попадания влаги и посторонних предметов.3.

Емкости временного хранения должны быть доступны для механических средств, обеспечивающие их забор ( выкачивание).

При эксплуатации емкостей надо следить за их герметичностью.4. В местах временного накопления должна быть вывешена инструкция о порядке обращения с отработанными маслами.5.

Для ликвидации возможных разливов масла, в помещении для хранения и на площадках, должен иметься ящик с песком и лопата.При обнаружении разлива отработанных масел необходимо:- прекратить доступ людей к месту разлива;- место разлива обильно засыпать песком;- собрать песок с помощью лопаты в предназначенную для этого герметичную емкость;- в случае разлива в помещении тщательно вымыть загрязненный участок мыльной водой;6.

Интересное  Правила захоронения отходов

При обращении с отработанными маслами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:- устанавливать емкости с отработанными маслами вблизи нагретых поверхностей;- хранить емкости с отработанными маслами совместно с другими материалами и веществами;- ;- привлекать для работ с отработанными маслами лиц, не прошедших инструктажи;- сжигать отработанные

Инструкция по обращению с отходами III-IV классов опасности, содержащими нефтепродукты

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящая Инструкция применяется во всех обособленных подразделениях (филиалах) » Наименование предприятия » .3. СОПУТСТВУЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ1. ;2. ;3. ;4. ;5. » (ред. от 30.07.2003г.);6.

;7. ГОСТ 12.4.026-2001. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения.

Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.8. 9. .10. ГОСТ 10541-78 Масла моторные универсальные и для автомобильных карбюраторных двигателей. Технические условия.11. ГОСТ 12337-84 Масла моторные для дизельных двигателей.

Технические условия.12. ГОСТ 23652-79 Масла трансмиссионные. Технические условия.13. ГОСТ 20799-75 Масла индустриальные общего назначения. Технические условия.14. ГОСТ 982-80 Масла трансформаторные.

Технические условия.15. .16. Инструкция об организации сбора и рационального использования отработанных нефтепродуктов в РФ (утв. 16.03.1996 Министром топлива и энергетики РФ Е.С.

Морозовым).17. ОСТ 37.001.471-9031 Фильтры масляные, элементы сменные фильтров тонкой очистки масла18. МРО-9-99 Отработанные моторные и трансмиссионные масла. Сборник методик по расчету объемов образования отходов.

СПб.200119. МР по расчету нормативов образования отходов для автотранспортных предприятий. СПб. НИИ Атмосфера.2003.(012.02 Всплывающие нефтепродукты нефтеловушек; 012.12 Отработанное моторное масло; 012.13 Отработанное гидравлическое масло; 012.20 Отработанное трансмиссионное масло; 013.07 Ветошь промасляная; 013.10 Фильтры, загрязненные нефтепродуктами).20.

.21. ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка.22. .23. .24. (с

).

1. 4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Экологическая безопасность — состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

Утилизация антифриза

Разновидностью СОЖ является антифриз. Термин «антифриз» объединяет в себе совокупность жидкостей, которые не замерзают при низких отрицательных значениях температуры. Антифризы охлаждают двигатели внутреннего сгорания, поэтому это слово знакомо каждому автомобилисту.

У охлаждающих жидкостей могут быть этиленгликолевая, проипиленгликолевая, глицериновая и т.д. основы, смешанные с водой.

Антифризы имеют широкую область применения, поэтому вопрос об их утилизации является достаточно актуальным. Утилизировать нужно не только автомобильную охлаждающую жидкость, но и антифриз из системы отопления.

Куда утилизировать антифриз? Вывозом, уничтожением и переработкой охлаждающих жидкостей занимаются специализированные компании (в России таких пока немного), которые часто заключают договоры с автосервисами – источниками большого объема сырья. Сдать отходы антифризов на основе этиленгликоля или на любом другом основном веществе в небольших количествах простому обывателю довольно проблематично. Не все предприятия по переработке принимают охлаждающие жидкости от населения. Однако найти контакты подобных организаций все-таки можно, воспользовавшись Интернетом.

Отходы антифризов на основе этиленгликоля утилизируются термическим методом. Также утилизация антифриза сегодня подразумевает его переработку. Охлаждающая жидкость проходит стадию отстаивания, после которой этиленгликоль удаляют вакуумным насосом. Выделенный компонент отправляется на доочистку. Результатом процесса является очищенный продукт, пригодный для повторного использования.

Примером компании, которая занимается безопасной утилизацией антифризов, является фирма «ЭКОТРАК» в Московской области.

В данном видео рассказывают о российском патенте на установку по очистке и регенерации смазочно-охлаждающих жидкостей

Вопрос утилизации охлаждающих жидкостей в нашей стране пока не решен. И если сдать СОЖ на утилизацию в больших объемах еще возможно специализирующимся компаниям, то утилизировать антифриз правильным образом простому человеку крайне проблематично

Поэтому данной проблеме должно быть уделено должное внимание со стороны государства

Что делать с отработанным маслом?

Моторные и индустриальные ГСМ причислены к 3 классу опасности, от которого нужно избавляться без нарушений закона. Владельцы техники и ответственные лица производственных объектов должны руководствоваться ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года.

Разрешить ситуацию с накопившимися отработками можно несколькими способами:

  1. Сжигание наносит ущерб экологии из-за выделяющихся токсичных веществ в атмосферу, поэтому к этой методике лучше не прибегать.
  2. Утилизацию выполняют компании, специализирующиеся на обезвреживании опасных отходов 1—4 категорий.
  3. Переработка для владельцев машин и производств.
  4. Бытовое использование подходит не каждому, так как найти область применения не всегда удается.

Условия хранения отработанного масла

Масляные отходы как токсичные загрязнители подлежат правильному хранению. Отработки собирают в отдельные емкости с плотно закрывающимися крышками. Канистры должны быть устойчивы к окислительным процессам, без повреждений и деформаций.

Существуют меры, которые предупреждают попадание непригодного масла в окружающую среду.

Для этого нужно:

  • отходы размещать на маслонепроницаемых покрытиях;
  • при ремонте подставлять под машину поддон, в случае разлива масло можно слить;
  • при разлитии засыпать участок песком, собранный материал сдать на утилизацию;
  • загрязненную зону мыть мыльным раствором.

В производственных масштабах руководствуются инструкцией по сбору, учету отработанных ГСМ. Фиксирование образовавшихся отходов и их передвижение проходит в журнале.

При хранении масляных отходов их запрещено:

  • сливать на улицу;
  • сжигать;
  • располагать емкости на солнечных местах, вблизи радиаторов отопления;
  • хранить с другими классами производственных отходов или ТБО.

Куда сдать отработку?

Утратившее свойство масло признано ценным вторичным сырьем. Его закупают специализированные компании. Доставить отработку владелец может сам или при скоплении большого количества емкостей вызвать спецбригаду. За проданное масло выручают до 10 рублей за литр.

Советуем почитать: Утилизация покрышек: переработка резиновых старых автопокрышек

Сотрудники лицензированной фирмы в назначенное время оценивают и забирают масляные отходы. Скупщики перерабатывают отходные нефтепродукты на своих комплексах или перевозят крупным организациям, которые принимают ГСМ с большей выгодой.

На основе ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятиям требуется профессиональная ликвидация отходов 3 класса опасности. Работники утилизирующей фирмы проводят откачку и погрузку на спецтранспорт. Процесс сопровождается документальным оформлением. Проведенная утилизация или переработка фиксируется в документации, которая передается владельцу.

Перевозка минеральных масел автомобильным транспортом

В 2010 году Европейская ассоциация по охране здоровья и окружающей среды CONCAWE, созданная ведущими нефтяными компаниями Европы, опубликовала результаты многолетних и чрезвычайно дорогостоящих исследований по воздействию нефтепродуктов на здоровье человека и окружающую среду. При этом использовалось кодирование возникающих при операциях с нефтепродуктами рисков согласно двум европейским директивам 67/548/ЕЕС и 2001/59/EC (так называемое кодирование «фразами риска»).

Результаты исследований ассоциации по основным нефтепродуктам приводятся в нижеприведенном перечне.

  1. Высокая опасность возгорания.
  2. Токсичность для водных организмов может вызвать долгосрочное опасное воздействие на водную среду.
  3. Может вызвать рак.
  4. Опасен при вдыхании.
  5. Может причинить вред будущему ребенку.
  6. Может вызвать наследственные генетические нарушения.
  7. Может причинить вред легким при проглатывании.

Нефтепродукты-водозагрязнители (опасные грузы 3 или 9 классов):

Нефтепродукты, не являющиеся водозагрязнителями, но имеющие другие опасные свойства:

Нефтепродукты, не являющиеся опасными грузами (рисков не выявлено):

Результаты данных исследований были приняты во внимание на очередном сентябрьском заседании Рабочей группы (RID|ADR|ADN Joint Meeting) в Женеве. Участники согласились с тем, что:

  1. Дизельное топливо любого происхождения, а также легкое печное топливо с температурой вспышки от 60° до 100°С в закрытом тигле, это всегда (!) № ООН 1202.
  2. Тяжелое печное топливо(мазуты) с температурой вспышки свыше 60 °С, это всегда (!) № ООН 3082.
  3. При перевозке тяжелого печного топлива (мазутов) выше температуры вспышки, это всегда (!) UN3256.
Интересное  Что относится к отходам животноводства и как правильно их утилизировать

И это изначальное условие. Если грузоотправитель, согласно решению Рабочей группы хочет перевозить данные нефтепродукты как неопасный груз, он обязан юридически, на основании чрезвычайно дорогостоящих исследований доказать контролирующим органам, что это неопасный груз

Стандарты утилизации отработанного масла

Если оператор производит или эксплуатирует отработанное масло, он должен соблюдать определенные методы рационального ведения хозяйства. Данные обязательные методы, называемые стандартами утилизации, были разработаны ЕРА для коммерческих предприятий, эксплуатирующих отработанное масло. Стандарты утилизации являются целесообразными принципами добросовестной хозяйственной деятельности, разработанными для обеспечения безопасности эксплуатации отработанного масла, максимизации утилизации и минимизации отходов. Стандарты применимы для всех, кто оперирует с отработанным маслом, независимо от используемых объемов. Несмотря на то, что различные компании могут иметь особые требования, следующие требования являются общими для всех. 

Требования к условиям хранения масла и устранению утечек и разливов:
1) Все контейнеры и цистерны должны быть маркированы как «отработанное масло».
2) Все контейнеры и цистерны должны содержаться в надлежащем состоянии. Наличие ржавчины, протечек или повреждений не допускается. Дефекты конструкции следует немедленно устранять.
3) Запрещается хранить отработанное масло в каких-либо емкостях, отличных от цистерн и контейнеров для хранения. Отработанное масло может также храниться в емкостях, в которых разрешено хранить опасные отходы. Цистерны и контейнеры, в которых хранится отработанное масло, не обязательно должны соответствовать разрешению RCRA2, однако, они должны быть маркированы и содержаться в надлежащем состоянии. Запрещается хранение отработанного масла в земляных отстойниках, ямах или открытых хранилищах жидких стоков, запрещенных для хранения правилами RCRA.
4) Следует предпринимать необходимые меры для предотвращения утечек и разливов. Все оборудование, техника, контейнеры и цистерны должны быть в рабочем состоянии, при этом следует соблюдать правила безопасности при транспортировке нефти. На площадке должны находиться сорбирующие вещества. При утечке или разливе следует перекрыть источник вытекания масла. Если утечку масла из контейнера или цистерны невозможно остановить, следует перекачать масло в другой контейнер или цистерну. Локализацию разлива можно проводить путем установки сорбирующих обочин или распределением сорбента по всему участку разлива и прилегающим территориям.

Необходимо собрать масло и переработать его, как до разлива. Если переработка невозможна, прежде всего, следует обеспечить безопасность отходов разлившегося масла и соответствующим образом уничтожить их. Все использованные чистящие материалы, от впитывающих материалов до сорбирующих веществ, должны быть утилизированы в соответствии со стандартами утилизации. Следует помнить, что все вытекшее или разлившееся масло, собранное во время очистки, должно быть утилизироовано как отработанное масло. Поврежденный контейнер или цистерну следует немедленно удалить, починить или заменить.
Ведение учета

ЕРА использует идентификационные номера (ID) из 12 цифр для транспортировки отработанного масла. Транспортные операторы, перевозящие отработанное масло, должны иметь действующий номер ЕРА, а производители, центры и пункты сбора должны привлекать транспортных операторов с действующими идентификационными номерами ЕРА для вывоза отработанного масла с площадки. Идентификационный номер не требуется производителям, центрам и пунктам сбора и любым операторам, перевозящим отработанное масло в объеме менее 200 л, но они должны иметь разрешение государственных органов или региональных властей.

Действующие перевозчики, переработчики, сжигающие предприятия и продавцы должны регистрировать каждую приемку и поставку груза отработанного масла. Учет можно вести в журнале, при помощи счетов-фактур или других отгрузочных документов, которые следует хранить в течение трех лет. Все такие предприятия должны быть оборудованы вторичными системами локализации разливов масла (например, маслонепроницаемые насыпи), чтобы предотвратить его проникновение в случае утечки или разлива.

Важно помнить и понимать постановления государственных властей относительно сжигания отработанного масла, так как они могут быть строже стандартов ЕРА

Приложение А (справочное). Перечень видов продукции

Приложение А(справочное)

В настоящем приложении приведен перечень видов продукции.Таблица А.1 — Перечень видов продукции, представленной маслами, подлежащей утилизации

Наименование товара

Код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)

Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)

Наименование позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)

Моторные масла

19.20.29.110

2710 19 820 0

Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло

Моторные авиационные масла

19.20.29.111

2710 19 820 0

Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло

Моторные масла для карбюраторных двигателей

19.20.29.112

2710 19 820 0

Моторные масла, компрессорное смазочное масло, турбинное смазочное масло

Моторные дизельные масла

19.20.29.113

Гидравлические масла

19.20.29.120

2710 19

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: прочие

Индустриальные масла

19.20.29.130

Электроизоляционные масла

19.20.29.140

2710 19 940 0

Электрические изоляционные масла

Трансмиссионные масла для подвижной техники

19.20.29.150

2710 19

Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас. % или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов, прочие

Компрессорные и турбинные масла

19.20.29.160

Антикоррозионные масла

19.20.29.170

Технологические масла

19.20.29.180

Нефтяные смазочные масла прочие, не включенные в другие группировки

Моторные масла прочие, не включенные в другие группировки

19.20.29.119

Моторные масла для карбюраторных и дизельных двигателей

19.20.29.114

Не знаете, куда деть отработанное моторное масло?

После удаления отработанного масла из технологического процесса предприятия сохраняют его в специальных резервуарах для дальнейшей утилизации или передачи для утилизации другим предприятиям.

Хранение на территории предприятия отработанных масел несет в себе не только потенциальный риск со стороны пожароопасности, но и со стороны экологической безопасности предприятия.

Все это требует дополнительных затрат. Период хранения отработанных масел может быть неопределенным. Это обусловлено тем обстоятельством, что сами предприятия не могут проводить восстановление первоначальных свойств отработанных масел для последующего возвращения их в технологический процесс из-за отсутствия соответствующих технологий и их внедрения. Данные отходы не могут быть утилизированы путем сжигания через эмиссию значительного количества вредных веществ (соединений тяжелых металлов).

Передача отработанных масел нефтеперерабатывающим заводам, где их совместную переработку в смеси с сырой нефтью можно проводить по полной технологической схеме, осложняется наличием загрязнений и присадок, которые негативно влияют на работу электрообессоливающих устройств, ухудшают процесс разделения нефти, повышают содержание нефтепродуктов в сточных водах.

Интересное  Не заключать договор с региональным оператором. это возможно?

Физико-химические методы утилизации отработанного масла

Утилизация отходов масла может происходить различными методами.

Коагуляция

Связывание и выпадение в осадок микроскопических мусорных крупиц, растворенных в маслянистой жидкости, с использованием целевых препаратов – коагулянтов. Ими служат определенные типы электролитов и другие категории активных веществ, соединений и растворов, размешиваемых в отработанном машинном масле. Данная технологическая операция весьма «капризна», так как зависит от ряда важных факторов, например температуры реакции, количества реагента, интенсивности перемешивания. Обычно процесс коагуляции длится порядка получаса, затем осуществляется очистка от загрязняющих хлопьев путем отстаивания, сепарации центрифугой либо фильтрования.

Адсорбционная очистка

Рабочим материалом для них служат естественные ископаемые – цеолит, глина, боксит, а также созданные учеными вещества, такие как силикагель, оксид алюминия, силумин и др.

Известны контактный, перколяционный (от лат. percōlāre – «просачиваться») и метод противотока.

При первом образуется много вредного адсорбента, подлежащего обезвреживанию. При втором используется экономически невыгодный силикагель.

Таким образом, самой дешевой считается безостановочная очистка в движущемся адсорбенте. Единственный минус – редкое высокотехнологичное оборудование, требующее качественного обслуживания.

Ионно-обменная очистка

Представляет собой задержку инородных примесей, в растворенном виде распадающихся на ионы. Она реализуется контактно; отработанное масло перколяционно смешивается с частицами ионита величиной 0,3–2 мм во время прохождения масла через ионитовую колонну.

В итоге происходит замещение ионов – подвижные «чистые» ионы в кристаллической решетке заменяются «грязными». Для регенерации функции ионитов достаточно прополоскать их растворителем, высушить и активировать 5 %-м раствором каустической соды. Подобная очистка хороша при удалении из «отработки» кислотного балласта, но не в состоянии обеспечить задержку смол.

Ликвидирует окислы, нитриты, серные соединения, которые загрязняют масло, снижая его вязкостно-температурные показатели. В данной технологии используют всевозможные жидкосинтетические растворители.

Различают очистку в агрегатах, выполняющих роль отстойника-смесителя совместно с испарителем (ступенчатую экстракцию), и очистку в паре колонн – экстракционной и ректификационной (непрерывную экстракцию).

Вариант селективной очистки – воздействие на масло пропаном, когда углеводороды поглощаются им, а смолистые вещества, которые содержатся в масле в коллоидном виде, выпадают в осадок.

История вопроса

Системный сбор и утилизация масел в Советском Союзе начался еще в 1930-м году. К началу 90-х годов прошлого столетия собиралось и отправлялось на переработку около 1 млн. 700 тыс. тонн отработанного масла в год. В России объемы начали снижаться и в 1994-м году составили только 470 тыс. тонн. В последующие годы ситуация только ухудшалась, что значило только одно: несобранное масло попросту сливалось в сточные канавы или же уходило на черный рынок.

Если говорить о планетарном масштабе, то здесь общая масса отработанных масел оценивается примерно 40 млн. тон в год. Из них собирается не больше половины, а перерабатывается и вовсе около 2 млн. тонн, что составляет 5% от общего объема.

В мире утилизация масел вызывает неоднозначное отношение. Европейские лидеры перерабатывают в среднем от 30 до 40% отработанных масел, получая на выходе товарную продукцию достаточно высокого качества. Прорыв в отрасли осуществила Директива 75/439/ЕЕС, которая была введена в действие на территории Европейского Союза в 1975 году. Данный документ регламентирует создание целостной системы сбора, транспортировки, хранения и переработки масел без нанесения вреда окружающей среде. Директива в корне изменила отношение к отработке. После ее введения отработанное масло стало восприниматься не как отход, предназначенный к уничтожению, а как ценный сырьевой продукт для целевого вторичного использования. Главной технологией для европейских стран остается регенерация масла, которая экологически и экономически наиболее оправдана. Каждый из членов ЕС три раза в год отчитывается перед специальной комиссией по вопросам утилизации и переработке масел в своей стране.

Европейским лидером считается Великобритания, в которой действует мощная государственная программа. Именно благодаря ей регенерируется до 86% от всех отработанных нефтепродуктов. На территории Соединенного Королевства располагается больше тысячи малогабаритных установок по регенерации технических масел. Чаще всего такое оборудование находится в местах сбора вторичного сырья. Серьезными достижениями в сфере утилизации отметились также Германия, Италия, Бельгия, Голландия и Люксембург.

Применение и утилизация

Отработки остаются ценным сырьем, которое можно переработать для дальнейшего использования. Так как это опасные отходы, экологи не советуют применять их для каких-либо бытовых нужд.

Способы применения

Несмотря на опасность отработки, ее добавляют в битум или асфальт для повышения пластичности и находят ей разнообразное применение в домашнем хозяйстве:

  • используют как масляную смазку для петель, замков, велосипедных цепей, шарниров и т. д.;
  • покрывают деревянные заборы или обратную сторону половиц, чтобы предотвратить разрушение древесины, защитить его от вредителей, продлить срок службы;
  • применяют вместо антикоррозийных средств, смазывая днище и пороги автомобиля, металлические столбы, ограды и т. д.;
  • сжигают в печах или котлах, работающих на отработанном машинном масле.

В интернете можно найти информацию, как собрать печь самостоятельно. Однако лучше приобрести устройство заводского изготовления, например одной из немецких марок: Kroll, Gronver или Giersch. Интересно, что производители продают их только за границу. На территории Германии пользоваться такими печами запрещается, поскольку при сжигании образуются вещества, загрязняющие окружающую среду.

Продажа специализированным организациям

В небольших количествах масло принимают посредники, которые сдают отработку лицензированным утилизирующим и перерабатывающим предприятиям. Они выдают все необходимые документы. Для частных лиц лучший выход — обратиться на станцию техобслуживания. В больших объемах сдать отработанное масло легко не только в Москве, но и многих других городах России. Его принимают, например:

  • ООО “Энергосистема” (Москва): примерно от 8 руб./л, цену нужно уточнять;
  • ООО “Утилитсервис” (Бийск): объем от 5000 л, от 5 руб./л;
  • ООО “Прогресс” (Красноярск): от 200 л, от 6000 руб./т;
  • группа компаний “Чистый город” (Орск): от 100 кг, от 2 руб./кг.

Компании по утилизации

В интернете немало объявлений лицензированных компаний (лицензия № 077-103) по переработке и утилизации отработанных масел, так как это выгодный бизнес. Москвичи и питерцы в основном сдают их таким компаниям, как:

  • “Экология 24” (Москва): цена за объем от 0,4-0,5 куб. м при оплате наличными составляет 6-8 руб./л, при безналичном расчете (с НДС) — от 7 до 12 руб за 1 л;
  • “М-ОЙЛ” (Москва): 0,5-2 куб. м — 7000 руб за 1 куб. м, свыше 2 куб. м — цена договорная;
  • Oilmonster (Санкт-Петербург): принимает от 50 л до 30 т, цену нужно уточнять.

В больших объемах компании вывозят отработанные масла в собственных автоцистернах или перекачивают в специальную тару. По желанию клиентам предоставляются емкости для сбора. Цена за 1 литр зависит от количества: чем крупнее партия, тем выше цена. Значение имеют также тип, количество примесей, физико-химические свойства (вязкость, температура вспышки и др.), степень загрязненности, местонахождение клиента. Обязательно выдаются документы, подтверждающие правильность утилизации.

Комментировать
0
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно