Утилизация самолетов — создание самолетов. круг замыкается

Утилизация самолетов — создание самолетов. круг замыкается

Утилизация самолетов — создание самолетов. круг замыкается
0
16
12.01.2020

Компании по утилизации

Переработка металла является одной из отраслей тяжелой к промышленности, поэтому соответствующие цеха должны находиться за пределами жилых и рекреационных зон. Многие компании по утилизации воздушных судов арендуют участки около аэропортов или на их территории.

В список компаний-«гигантов» по утилизации авиационных транспортных средств входят:

  • “Авиавторресурс”;
  • ПК “Авиамет”;
  • Уральский центр утилизации;
  • ПЗЦМ “Авиа”.

Небольшие организации не всегда имеют возможность приобрести дорогостоящую технику, поэтому они осуществляют разборку воздушных судов при помощи автогена и болгарок. При использовании таких инструментов существует вероятность воспламенения остатков топлива. Это противоречит нормам техники безопасности.

При утилизации воздушных судов, входящих в состав ВВС или в государственный сектор, компания-исполнитель подает заявку на тендер, а заказчик (организация, входящая в структуру Министерства обороны) осуществляет выбор на основании выдвинутых требований.

Одним из обязательных условий является наличие парка спецтехники, необходимой для проведения указанных работ.

Специалисты компании, которая осуществляет переработку ВС, должны владеть следующими навыками:

  • сортировка черных и цветных металлов;
  • демонтаж драгметаллов, входящих в состав компонентов;
  • разбор и сортировка всех элементов салона, кабины и других помещений самолета, в том числе датчиков, электроники и т.д.

К примеру, в составе компонентов специализированного ВС АН-26 содержатся следующие элементы:

  • золото — 700 грамм;
  • серебро — 15000 грамм;
  • платина — 160 грамм;
  • черный металл — 10 тонн;
  • цветной металл — 31 тонна.

Специалисты должны не только распределить узлы и запчасти по их назначению, но и рассортировать металлы. Обязательное требование к сотрудникам — соблюдение экологической, радиационной, химической безопасности.

Рентабельность утилизации

Снятый с эксплуатации самолет подлежит переработке и расценивается как металлолом. Одна тонна авиационного металла оценивается в 27 000 рублей. К этой цифре добавляется оплата труда рабочих, затраты на спецтехнику. Реализуемая цена готового сплава, полученного после переработки, в среднем составляет 53 рубля за килограмм (почти в 2 раза дороже стоимости исходного сырья).

По скромным подсчетам, в России расходы на утилизацию воздушных судов, входящих в состав только гражданской авиации, составляют порядка 35 млн. долларов. По неофициальным данным, более 2000 самолетов подлежат утилизации.

Как происходит процесс утилизации судов

Никакой автоматизации, в отличие от более-менее налаженного процесса утилизации автомобилей. В силу огромных размеров корабль не

Есть исключения: отдельные военные суда с вооружением и секретной аппаратурой, их стараются резать в отдельных сухих доках.

Но и тут производятся только начальные работы: снятие ценных и секретных узлов и агрегатов, после чего корабль утилизируется обычным способом.

Подготовка судна

Перед началом работ происходит изучение технической документации корабля

На первом этапе важно иметь представление о характере материалов, использованных при его изготовлении, о наличии вредных (токсичных, ядовитых, горючих и т. п.) жидкостей

Отсутствие этого знания может привести к возгоранию или взрыву в процессе газорезательных работ.

Демонтаж оборудования

Это делается в момент максимального прилива, чтобы корабль был подведен к берегу как можно ближе. При отливе большая часть корабля находится выше уровня воды.

В зависимости от размеров корабля демонтаж занимает от 5 до 10 дней. Процесс считается завершенным, когда от корабля остается один корпус, а все узлы, агрегаты, кабели, трубопроводы и т. д. отсоединены.

Разделка корпуса

Корабль окружают строительными лесами. Далее посредством газовых резательных аппаратов корпус разделяют на отдельные секции. Как правило, это отсеки, которые внутри разделены переборками. Эти переборки и являются границами каждой из отсоединяемых частей. Снаружи режут только борта, разделение днища происходит изнутри.

Разделка секций

Секции перемещают на некоторое удаление друг от друга и режут на отдельные листы и блоки. Только после окончания резки все элементы корпуса вытаскивают на берег и режут на более мелкие части, пригодные для сухопутной транспортировки.

Сортировка

В судостроении используют самые различные металлы и сплавы, многие из которых весьма ценны. Чтобы сделать возможным повторное

Никакого специального оборудования конкретно для резки кораблей нет. Для демонтажа оборудования используются лебедки, гидравлические подъемники, гидравлические и обычные ножницы для резки металла, газовые резаки, слесарный инструмент.

Готовые к перевозке части корабля грузятся в грузовики или ж/д платформы кранами, как правило – манипуляторами на базе грузовика.

Стационарные краны не используются в связи со сложностью их монтажа вблизи разделочных работ.

Для резки корпуса и секций корпуса также применяют газорезательную аппаратуру. После разделения остова судна на отдельные элементы их помещают на транспорт посредством кранов. Собственно, утилизация кораблей имеет мало отличий от аналогичного процесса в отношении других механизмов.

Требования и нормативная база

Процесс эксплуатации и последующей утилизации компонентов воздушных судов должен соответствовать требованиям следующих нормативных документов:

  • ОСТ 1 02786-2009 (авиационный стандарт);
  • ГОСТ 27692;
  • ГОСТ 25866-83;
  • ГОСТ 15.309-98;
  • ФЗ от 24.06.1998 № 89;
  • ФЗ от 05.12.2017 № 393;
  • ГОСТ 30772—2001;
  • Постановление Правительства от 21.12. 2000 г. № 995;
  • Приказ МПР от 02.12.2002 г. № 786;
  • Постановление Правительства от 22 июля 1992 г. № 505;
  • СНиП 2.01.28—85 и другие законодательные акты, напрямую или косвенно касающиеся утилизации воздухоплавательных судов.

После вывода транспортного средства (ТС) из эксплуатации перед владельцами стоят две задачи:

  1. утилизировать объект без ущерба окружающей среде;
  2. извлечь максимальную выгоду благодаря применению вторсырья.

Утилизация самолетов происходит в несколько этапов.

Прежде чем отправить самолет на металлолом, необходимо снять ТС с учета и получить все разрешения на демонтаж.

Утилизация самолетов: все тонкости процесса

Утилизация самолетов, как и других летательных аппаратов – проблема, с которой борются во многих развитых странах мира. Сотни, даже десятки тысяч, воздушных судов годами ржавеют на стоянках или заброшенных аэродромах. Списанная авиатехника «захламляет» ангары, является угрозой для окружающей среды и при этом привлекает «охотников за металлом».

Интересное  Продукты переработки яиц

Единственно правильное решение в таком случае – сдать самолет на утилизацию. Как происходит переработка выведенного из эксплуатации авиатранспорта? Почему выгодно сдать авиационную технику на переработку и многое другое – читайте далее в статье.

Утилизация кораблей в России

Исторически сложилось так, что на планете образовалось 4 основных центра утилизации судов: Индия (Аланг), Бангладеш (Ситакунда), Пакистан (Гадани) и Турция (Алиага). Там перерабатывается в утиль около 85% всего мирового флота.

В России также не остались в стороне от вопроса охраны окружающей среды в данном аспекте. 12.09.2010 Правительство РФ выпустило постановление № 620 (отредактированное 04 апреля 2012 г.), получившее название «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта».

Согласно постановлению регламентирован порядок утилизации судов в соответствии с

01.01.2014 был утвержден новый ГОСТ (Р-ИСО 3000-2013), который ужесточил требования к утилизации судов.

В настоящий момент в обязанность компании, предоставляющей услуги по утилизации, входит весь спектр работ, начиная с демонтажа оборудования и заканчивая предоставлением заказчику документов, подтверждающих утилизацию или сдачу на переработку всех элементов корабля.

Программа утилизации, однако, реализуется медленными темпами. Высокая стоимость подобных работ отпугивает потенциальных клиентов, но это не основная причина. Главная проблема заключается в том, что обязать судовладельца утилизировать свой корабль в России нельзя, поскольку статья 236 ГК РФ разрешает собственнику отказаться от владения своим имуществом (то есть бросить его).

Доходит до того, что в случае затопления корабля с акватории порта администрация порта может заставить судовладельца поднять судно

Выход из положения многие специалисты видят в ратификации РФ Гонконгской международной конвенции по утилизации судов 2009 г. Она обязывает все присоединившиеся страны в обязательном порядке создать необходимые условия для утилизации судов грузовым тоннажем от 500 тонн.

Принятие конвенции даст возможность внести в законодательство изменения, соответствующие процессуальным нормам. Пока этого не происходит, и все чаще мы видим у берега ожидающие второй жизни суда, служившие людям в своей прежней жизни долгие годы.

Экологической вопрос сквозь призму утилизации кораблей


экологии

Чем дольше судно стоит без движения, тем быстрее ухудшается вокруг него экология акватории и прибрежного участка.

  • Отдельные металлические элементы, отсоединившиеся от корпуса естественным образом (ржавый металл имеет свойство крошиться), отслаивающаяся краска, выделения ртути, свинца, сурьмы и т. п. (которыми богаты добавки в антиобрастающие красители) не только оседают на дне, но и разносятся на десятки километров течением.
  • Все это грозит проблемами не только людям, но и морским обитателям. В большей степени от такого соседства страдают как раз они. Помимо естественного загрязнения, существует опасность другого рода.
  • Краска на судах склонна к самовозгоранию, а в силу отсутствия на кораблях экипажей и систем пожаротушения суда выгорают дотла. Выброс ядовитых веществ в атмосферу угрожает уже не только прибрежным районам, но и глубине материка.
  • Угрозу таит в себе и погода на побережье. В случае шторма или тайфуна непрочно сидящие на грунте суда вполне могут обрести способность к самостоятельному перемещению. Стоит урагану вынести средних размеров корабль на открытую воду, он будет представлять из себя огромную плавучую мину.
  • Отсутствие ходовых огней, управления и радиосвязи с высокой долей вероятности гарантирует столкновение с другим судном. В зависимости от тяжести столкновения и характера перевозимого груза, катастрофа вполне может перерасти из локальной в государственную.
  • Все вышеперечисленное дает исчерпывающий ответ на вопрос, вредно ли для экологии соседство старых судов с человеком. Ответ будет утвердительным и исключает двойное толкование: все выработавшие свой ресурс суда должны утилизироваться в кратчайший срок.

Утилизация самолетов. Дело государственное?

За свою долгую авиационную жизнь, я побывал на многих военных и гражданских аэродромах и аэропортах. Здесь и Мончегорский аэродром совместного базирования. И Пулковский аэроузел. И аэродром ДОСААФ «Горское» под Ленинградом. И много других гражданских и военных аэродромов. На каждом из них, есть отдаленные закоулки, где догнивают отслужившие свой век самолеты и вертолеты. В Мончегорске, еще вначале 80х, в дальних капонирах стояли уникальные Як-28. Откуда-то с севера, мой друг, привозил фотографии стоящего на приколе Ми-10К.

Повсюду в стране стоят старенькие Ан-2, Ми-8, старые военные самолеты. Что с ними будет? Какова их дальнейшая судьба? Они потихоньку растаскиваются «народными умельцами», и охотниками за металлами, местными жителями на огородно-дачные нужды. Много раз я видел и авиационные доп.баки в качестве душа, и заборы из распиленных вертолетных лопастей, и фюзеляж Ан-2 в качестве сарайчика.

Кто в стране занимается утилизацией старой авиатехники?

Есть ли госпрограммы по разборке и переработке?

Кто решает, что ЭТУ технику уже можно утилизировать?

Натолкнулся в сети на информацию о тендере, объявленном Министерством обороны на утилизацию военных самолетов и вертолетов. Цифры приводятся разные, но в среднем, это около 140 вертолетов и около 290 самолетов. Информация старенькая, и, скорее всего, программа нынче уже действует. Все верно, военные аэродромы надо очищать от хлама и старой техники. Но довольно странен состав техники, вошедший в перечень, и подлежащих уничтожению.

В него попали как раритетные виды техники (оставшиеся в единичном экземпляре и представляющие историческую ценность), так и виды техники стоящие ныне на вооружении. Также в списке типы самолетов, которые невозможно, на данный период, заменить. Просто нечем!

Министерство выделяет на уничтожение до 40 млн. рублей. Самолет это не кофеварка. Это сложное технологическое изделие. Состоящее из многих агрегатов, узлов, километров проводов, приборов, оборудования, специальных жидкостей, разнообразных сплавов и металлов. Надо хорошо знать конструкцию самолета, чтобы грамотно вначале разобрать, соблюдая экологическую, химическую, радиационную безопасносность. Рассортировать детали и узлы на черный и цветной металл. Вычленить драгметаллы, которых могут быть на борту и сотни грамм, и даже килограммы.

Интересное  Проект "энергия из отходов": мифы и факты

Кто же решает что уничтожать?

Очень жаль старичка Ан-2. Под нож попадают 28 штук. Я понимаю, что нет двигателей на замену, сложно достать перкаль и эмалит для ремонта плоскостей, но в малой авиации он до сих пор незаменим. Машина-легенда!

Су-24 аж 103 штуки, Миг-31(?)-23 самолета, около 30 L-39, Ми-8 и Ми-24.

В списке Ту-95, Ту-22, Ту-22М3, и даже Ту-160. Ту-160, единственно оставшийся из первых серий, Ту-22 серия «ноль». Самый первый Ми-24А, с которого началось перевооружение армейской авиации.

Курсоглиссадную систему любого аэродрома, необходимо два раза в год калибровать, устраняя погрешности в работе. Для этого были созданы специализированные самолеты на базе Ан-26, и их в ВВС всего около 10 единиц. Однако и этот тип попал под «раздачу».

Лом металла более ценен?

Ту-22 это: 10 тонн черных металлов, 31 тонна цвет.металла, 700(!)гр. золота, 15 килограммов серебра и 160 гр. платины. И в тоже время это один из первых серийных образцов этого класса. Что ценнее?

Повсеместно ставят памятники самолетам ВОВ. Дело хорошее. Значит, для самолетов ближайшей к нам эпохи развития сверхзвуковой авиации время еще не настало? Должно пройти 60-70 лет, чтобы мы начали вспоминать славные страницы своей истории? Сетуя на то, что в оригиналах ничего не сохранилось, и, создавая дешевые муляжи и копии-реплики? Может лучше уже сейчас надо начинать сохранять свою историю, а не разменивать ее на граммы и килограммы золота и серебра?

https://youtube.com/watch?v=dbr9oR7Q0qc

Польза для экологии

По мнению переработчиков отходов, утилизация самолетов в отрыве от процесса их создания экономически необоснованна. Стоимость материалов, извлекаемых с самолета, сопоставима с затратами, которые необходимы для его разборки:

  • к брошенному на дальнем аэродроме самолету необходимо доставить бригаду специалистов и оборудование;
  • демонтаж оснастки лайнера не только трудоемок, но и сопряжен с соблюдением повышенных норм санитарной безопасности проведения работ, сбора, хранения и вывоза многих (часто токсичных) материалов;
  • дальнейшая сортировка, логистика и переработка – также достаточно затратные мероприятия.

Однако, это лишь вершина айсберга. По оценкам лидирующих мировых авиакорпораций, до середины тридцатых годов потребуется обновить около 35 тысяч лайнеров. На изготовление каждой машины требуется от 50 тонн металла, сотни килограмм полимеров. При этом в отрасли списывается ежегодно более 500 самолетов – те же тысячи тонн алюминия, никеля, стали и полимеров.

Перед авиастроителями стоит задача: оптимизировать кругооборот материалов, превратив сферу производства и использования воздушного флота в замкнутый цикл. На сегодняшний день промышленность за счет использования вторичного сырья способна возместить 80% комплектующих изделий. Задача состоит в том, чтобы довести степень вторичного использования материалов до 100%.

Как происходит процесс

Самолет состоит из десятков тысяч компонентов которые после списания машины подлежат утилизации. Большинство из них подлежат переработке: некоторые материалы утилизируются с помощью автоматизированных комплексов, некоторые требуют большого количества ручного труда. Часть авиахлама отправляются на свалку навсегда. Какая-то доля отходов временно складируется в ожидании возникновения подходящих технологий утилизации.

Описание технологии

Утилизация начинается в аэропорту стоянки или на базе хранения военной техники. В первую очередь из систем самолета удаляют:

  • остатки топлива, которое не удалось полностью слить с машины;
  • технические жидкости, которые использовались в трактах охлаждения агрегатов –трансмиссионные масла, охладители, омыватели и проч.;
  • взрывные устройства катапульт;
  • технологические электронные приборы – управления, сигнализации, связи и т.п.;
  • пассажирское оборудование;
  • пластиковые обшивки, накладки и и.п.;
  • вспомогательное технологическое оборудование – провода, силовые и передаточные устройства приводов шасси, элеронов, закрылков, рулей управления – сотен узлов.

Все снятое оборудование актируется и направляется к месту уничтожения либо утилизации. Во Франции, например, большая часть подобных узлов продается с целью их повторного использования в других отраслях.

Оставшийся планер разрезается. В одних аэропортах эту операцию проводят с помощью ручной фортунки, в других используют машины.

Известны взрывные технологии, превращающие самолет в пыль – их активно использовали при утилизации советской военной техники в 90-е годы.

Оборудование

Дальнейшая переработка индивидуальна для каждой группы материалов. Корпуса самолетов поступают в цеха предприятий Авивторресурса. Здесь в процессе переплавки самолетного корпуса получают черные (25%) и цветные металлы (больше 70%).

Приборы, платы, радиоэлементы поступают для переработки на другое предприятие – Южно-Уральский специализированный центра утилизации. Целью переработки является извлечение меди, олова, серебра, золота и платины из деталей списанных компьютеров, навигационного оборудования, средств связи.

Остатки аппаратуры первоначально разбираются и рассортировываются вручную. На втором этапе в технологических линиях осуществляется химическая переработка материалов.

Несмотря на сложившийся сегодня высокий технологический уровень утилизации авиахлама, в ближайшей перспективе для ее осуществления потребуются другие технологии: вместо металла повышается удельный вес композитных материалов, в приборах не используются в таком количестве драгметаллы.

Композитные материалы, состоящие из армирующей карбоновой сетки и полиамидных (полистирольных) заполнителей в процессе утилизации подлежат растворению.

Производственный процесс: Как конструируют самолёты

11 сентября 2013 в 18:42

Авиационное опытно-конструкторское бюро «Туполев» существует более 90 лет. За это время в его стенах разработали более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. Около 100 проектов были реализованы в металле, а более 50 находились в серийном производстве. Всего выпущено свыше 18 000 самолётов. ОАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием лётной годности авиационной техники. Компания продвигает на рынок самолёт Ту-204СМ, а также поставляет специальные модификации Ту-214. С 2009 года идёт работа над новым бомбардировщиком-ракетоносцем (ПАК ДА).

Интересное  Альтернативная энергетика для дома своими руками: обзор лучших эко-технологий

Опытно-конструкторское бюро «Туполев»

Каждая группа конструкторов отвечает за свою область. Первыми вступают в дело конструкторы, которые занимаются обликом будущего самолёта, так называемыми «общими видами». Они составляют технические условия, которым должен соответствовать будущий самолёт, определяя вместимость, дальность и скорость полёта. Это относит самолёт к определённому классу, в рамках которого он и будет конкурировать с уже существующими самолётами.

Дальность и скорость полёта во многом определяются мощностью двигателя, разработкой которого занимаются двигателисты. Сейчас в массовых перевозках используются турбореактивные двигатели с тягой порядка 40 тонн. Ещё 15 лет назад считалось, что самые надёжные самолёты летают на четырёх двигателях, но сейчас производство таких самолётов во всём мире завершается, уступая место аппаратам, летающим на двух двигателях. Это связано с повышением их надёжности. Сейчас, если один из двух двигателей в самолёте отказывает, пассажиры об этом не узнают. Современные самолёты могут продержаться в воздухе на одном двигателе в течение трёх часов. Это относится и к другим системам самолёта, у каждой из них есть свой близнец, который поддержит в случае отказа. Сейчас двигатели настолько совершенны, что придумать в них что-то принципиально новое очень сложно. Главное, в чём конкурируют конструкторы, — это параметр двухконтурности. Чем больше воздуха проходит за пределами, а не через двигатель, тем лучше (экологичнее и экономичнее).

После надёжности самый важный показатель качества самолёта — это топливная экономичность. Авиакомпании охотнее приобретают самолёты, которые тратят минимум топлива. Сейчас стандарт расхода топлива для пассажирских самолётов равен 25 граммам на перемещение одного пассажира на 1 километр. Интересно, что показатель для автомобилей практически такой же. Только вот средняя скорость у самолётов почти в 10 раз выше.

Этапы утилизации авиатехники в «Экопром ЦФО»

Наша компания проводит утилизацию самолетов в строгой очередности:

  • Подготовительный этап. Воздушный транспорт нужно снять с учета и подписать документы, разрешающие его демонтаж.
  • Внутренняя разборка (разукомплектование). Судно освобождают от оборудования и техники, которые находятся внутри салона: контрольных приборов управления и связи, проводки, остатков топлива, сигнализации, пассажирской мебели.
  • Резка корпуса самолета. Для разделки корпуса применяется специальное оборудование (чаще всего корпус разрезается экскаваторами с гидравлическими ножницами).
  • Сортировка лома и отходов. Составляющие компоненты самолета разделяются на содержащие и не содержащие драгоценные металлы. Вторая категория переплавляется для дальнейшего использования в промышленности.
  • Транспортировка. Все демонтированное оборудование перевозится к местам переплава металла или окончательного уничтожения.

Что еще может измениться

Возможно, защитные маски станут обязательными во время перелетов и нахождения в аэропортах.Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

  • Обязательные маски в самолете и воздушной гавани. У Emirates уже сейчас действует это правило. Авиакомпании и аэропорты Германии представили правительству страны план возобновления полетов после пандемии. И обязательные маски там – в числе первых пунктов.
  • Защитные стекла на стойках регистрации. Эмираты и тут пионеры – скоро, похоже, так будет во многих аэропортах. Возможно, придется открыть больше стоек, чтобы пассажиры рассредоточились по залу. Представьте себе очереди с интервалом в полтора метра! Так что пока непонятно, как все будет выглядеть в реальности, когда полеты возобновятся в прежних объемах.
  • Тепловые сканеры для измерения температуры появились в воздушных гаванях в самом начале пандемии. И вряд ли от них откажутся в ближайшее время.
  • Но есть и плюс! Везде же надо искать плюсы, правда? Мы все (ну или почти все) выбираем в самолете место у окна или у прохода. Желающих по доброй воле сидеть в серединке, между двумя попутчиками, найти сложно. Так вот. Может быть, авиакомпании узаконят свободное кресло в серединке и вообще никого туда сажать не будут. Ради все той же социальной дистанции. Эта идея  есть в планах у Emirates, «Дельты» и EasyJet. Но не всем их коллегам она по душе. Глава ирландского лоукостера Ryanair Майкл О`Лири ясно дал понять: наши самолеты останутся на земле и не полетят вообще никуда, если власти обяжут рассаживать пассажиров через одного.

Пассажиры: онлайн по-максимуму и социальная дистанция

При регистрации на рейс, посадке и получении багажа пассажиры должны соблюдать дистанцию.Фото: pixabay.com

Советы пассажирам, которые не могут отложить поездку и прямо сейчас куда-то летят.

Регистрируйтесь на рейс онлайн — на сайте или в мобильном приложении. Если летите без багажа, сможете вообще не подходить к стойке регистрации. Если с багажом – в любом случае уменьшите количество контактов. Во многих аэропортах есть стойки для самостоятельной сдачи багажа.

У стоек регистрации, при посадке на рейс, в очереди на досмотр, при выдаче багажа старайтесь соблюдать дистанцию с другими людьми – полтора-два метра. В «Шереметьево» и «Домодедово» уже нанесли разметку на полу.

В полете мойте руки максимально часто или пользуйтесь санитайзером.

Санитайзером или просто влажной салфеткой протрите подлокотники кресла, откидной столик, ремень безопасности, шторку иллюминатора.

Комментировать
0
16
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно

Утилизация лакокрасочных материалов Без рубрики
0 комментариев

Каково содержание золота в радиодеталях Без рубрики
0 комментариев

Контейнерная площадка для мусора Без рубрики
0 комментариев