Федеральный закон об отходах производства и потребления

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Федеральный закон об отходах производства и потребления
0
1
03.06.2020

Общие требования ФЗ 89 по обращению с отходами

Требования, относящиеся к тому, как нужно собирать, хранить и обрабатывать твёрдые бытовые отходы (ТБО) и производственные, изложены в третьей главе закона.

В обязанности юридических лиц входит создание паспортов для отходов, которые образуются в результате их деятельности. Это требование относится к мусору 1-4 классов опасности.

Сбор

Сбор отходов осуществляется в назначенных для этого местах. Вывоз региональным оператором с таких площадок производится на специальные места хранения.

Вывоз

Перемещение происходит в соответствии с оформленным паспортом отходов. Для перевозки применяют специально предназначенный для этой цели транспорт. Без его использования перевозить мусор, относящийся к 1-4 категории, не разрешается.

Транспорт, используемый при перевозке твёрдых коммунальных отходов (ТКО), должен быть специально предназначенным для таких целей и иметь на себе предусмотренные правилами обозначения. Во время перемещения необходимо иметь документы, в которых указана цель перевозки, количество мусора и место назначения.

Обработка для последующей утилизации

Мусору необходима обработка с целью извлечения полезных материалов. Если есть такая возможность, нужно организовать его применение в качестве сырья для производства товаров или материалов. То, что не используется, будет подлежать утилизации.

Накопление (хранение) отходов до 11 месяцев

Такое накопление может осуществляться на специально предназначенных для этого площадках. Хранение мусора происходит раздельным образом для различных типов отходов.

Обезвреживание

Для мусора, относящегося к 1-4 классам опасности, необходимо производить обработку, которая максимально снижает степень опасности.

Утилизация

Проведение утилизации операторами должно учитывать требования техники безопасности и соответствующих законов. Необходимо соблюдать нормативные акты об охране окружающей среды (ФЗ 7), об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия (ФЗ 52).

Захоронение

Запрещается проводить захоронение в следующих местах:

  • населённые пункты;
  • в зоны, предназначенные для отдыха или являющиеся рекреационными;
  • там, где обнаружены запасы полезных ископаемых и выполняются работы по их добыче.

Запрещается проводить захоронение бытового и производственного мусора на тех объектах, которые не включены в соответствующий реестр. Если предусмотрено, что из мусора должны быть извлечены полезные вещества, это надо сделать до того, как производить захоронение.

Пример ведения журнала

Общие правила, в соответствии с которыми ведется и оформляется документ, прописаны в Министерстве Природы. После отнесения всех разновидностей отходов к определенной категории и определения их кодовых параметров ФККО заполняются графы таблицы.

В них содержатся суммы отходов, образованных в организации. Также сюда входят названия предприятий, осуществляющих переработку и безвозвратную утилизацию сырья.

По этой причине у компании, в которой образуются отходы, должны быть составлены договоры с другими организациями, получившими лицензию, которые занимаются вывозом и выбрасыванием мусора.

На листах документа должна быть подпись ответственного сотрудника и печать руководителя организации. При этом используется сквозная нумерация, производится ежемесячное сшивание. Когда квартал заканчивается, данные обобщаются.

Оформление документа осуществляет работник, который прошел специализированный курс по работе с особо опасным мусором и получил сертифицирующий документ соответствующего вида и формата. Важную роль играет соблюдение следующего порядка действий:

  1. В процессе осуществления всех мероприятий в документ вносятся их даты.
  2. Заполнение граф осуществляется на основании данных, полученных при измерении объема утильсырья.
  3. Далее оформляются строчки о мерах, которые были приняты в отношении отходов.
  4. Затем указывается информация о передаче мусора.

В процессе оформления таблицы используются данные документации, которая подписана с компаниями, вывозящими отходы. Немаловажную роль играет учет актов приема-передачи.

Образовавшихся утилизированных обезвреженных отходов

В этом документе указываются следующие данные:

  • объем всех образовавшихся отходов;
  • доля отходов, которые были обезврежены;
  • способ обеспечения их безопасности;
  • вариант утилизации мусора, который был применен.

При необходимости в журнале указываются дополнительные сведения, если это нужно.

Пищевых отходов в ДОУ и другом учреждении

  1. Для сбора мусора используются контейнеры с герметичными крышками.
  2. Емкости не могут применяться в иных целях.
  3. Запрещается передача отходов другим организациям.
  4. Хранение пищи может осуществляться в течение 8-10 часов в летнее время, 30 часов – в зимний период.
  5. В целях временного хранения ПО создаются специальные площадки, высота их бортиков равна от 12 см.
  6. Вывоз осуществляется силами специализированной организации, с которой предварительно заключается договор руководством школы или детсада.

В процессе организации вывоза мусора во внимание принимается плотность пищевых отходов, равная 0,37 тонн на кубический метр

Утилизация биологических отходов

Под биологическими отходами принято понимать остатки, имеющие животное происхождение. В соответствии с нормативами действующего законодательства ИП и ЮЛ обязуются обеспечение ведение журнала учета.

Для этого применяется классическая форма по САНПИН. Это отдельный документ или приложение к прочим материалам. Журнал в этом случае понадобится при организации инвентаризации отходов, работы с ПНООЛР, плате за НВОС, проведении проверок со стороны контролирующих инстанций.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Бланк журнала учета образования и движения отходов
  • Образец журнала учета образования и движения отходов

Судебная практика и законодательство — 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

Законом N 89-ФЗ требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, а также необходимость наличия указанных объектов для выполнения работ по сбору отходов, не установлены.

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Интересное  Порядок захоронения радиоактивных отходов и ядерные могильники

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

, , , , , ,

В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, регулируемых организаций по вопросам, связанным с переходом к регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления), Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

— ст. 21.1 от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

— постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные указанным постановлением

Кроме того, в силу положений Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

В силу положений Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее — ассоциация).

Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) и от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 1291) приняты в соответствии с Федеральным от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

148(28). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Кратко о III главе. Что регламентирует закон в области действий с отходами всех классов опасности?

Об общих требованиях, предъявляемых к совершению определенных действий с отходами, говорится в Главе III рассматриваемого Федерального закона. Так, последняя редакция Ст. 11 ФЗ-89 содержит информацию, касающуюся деятельности юрлиц и ИП при эксплуатации помещений и конструкций, которая связана с манипуляциями, производимыми с разными отходами. В этой статье говорится, например, о том, что упомянутые лица должны платить определенные суммы за оказание отрицательного влияния на природную среду вследствие размещения отходов. Они должны использовать в своей деятельности новейшие доступные разработки в области безотходных технологий, самостоятельно осуществлять наблюдение и анализ состояния экологической ситуации в местах хранения и захоронения отходов, при этом предъявлять ряд документов, являющихся подтверждением их действий и т.д.

Рассматриваемый ФЗ говорит о том, что лица (ИП, юрлица), занимающиеся сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией отходов, обязательно должны иметь на осуществление такого рода занятий лицензию (это требование введено с 1 июля 2016 г.). Организациям, не получившим лицензию, запрещается заниматься подобной деятельностью, за несоблюдение данного правила законом предусмотрены санкции в виде административной ответственности.

Ст. 13.2. Главы III содержит информацию о необходимости проведения мероприятий, включенных в разнообразные региональные программы, в сфере обращения с отходами, целью которых является:

  • постройка помещений, сооружений, предназначенных для утилизационных действий с непригодными для пользования веществами и материалами с целью снижения их отрицательного воздействия на экологию среды;
  • оказание финансовой помощи в постройке объектов для манипуляций с мусором, образующимся при использовании товаров;
  • проведение утилизационных мероприятий;
  • определение несанкционированных свалок;

  • предотвращение обнаруженного негативного влияния на окружающую среду каким-либо предприятием;
  • предоставление свободы гражданам владеть информационными данными в этой сфере.

Все эти мероприятия, осуществляемые на региональном уровне, включаются и в список мероприятий госпрограмм.

Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при осуществлении какой-либо деятельности, в ходе которой происходит накопление отходов, необходимо их отнести к одному из пяти классов по степени опасности. Для этого изучается состав смеси веществ и материалов, являющихся отходами, оценивается мера их отрицательного влияния на экологическую обстановку и согласно этим проведенным действиям составляется паспорт отходов I – IV классов. Последовательность осуществляемых действий при паспортизации определяется органом государственной исполнительной власти, получившим полномочия от  Правительства РФ.

Интересное  Чем опасно для здоровья человека загрязнение и отравление почв

Осуществлять определенные манипуляции с отходами I – IV могут лица, отвечающие определенным требованиям. Эти требования прописаны в Статье 15 рассматриваемого Федерального закона. Работать с непригодными веществами и материалами I – IV классов имеют право только квалифицированные лица, получившие документ о профподготовке или о дополнительном образовании. При этом за принятие в организацию, занимающуюся осуществлением разного рода манипуляций с отходами, работников ответственны должностные лица самой организации.

В этой главе перечислены требования, которые предъявляются к перемещению веществ, предметов и материалов, образованных в ходе процессов деятельности. Перемещение осуществляется при условии имеющегося паспорта отходов, существования специально предназначенного для этого транспорта с необходимыми знаками, соблюдения правил техники безопасности при совершении любых манипуляций, осуществляемых при транспортировке отходов. Обязательным условием для их перемещения является определенная документация, в которой прописаны количественные данные об отходах, с какой целью и в какое место эти отходы транспортируются.

Глава 4. КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ[править]

Статья 13. Государственный контроль за обращением с отходамиправить

1. Государственный контроль за обращением с отходами осуществляется компетентным органом, а также другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами исполнительной власти субъектов права.

2. Государственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

— контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами — предпринимателями требований законодательства при обращении с отходами, выявление нарушений этих требований и принятие мер по их устранению;
— контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами — предпринимателями требований в области обращения с отходами, в том числе предусмотренных международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов, используемых в качестве сырья;
— контроль за выполнением природоохранных, гигиенических, противоэпидемических мероприятий, санитарных и природоохранных правил, норм, гигиенических и экологических нормативов при обращении с отходами;
— контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при обращении с отходами;
— сбор, обработку и анализ информации по обращению с отходами, оценку их влияния на окружающую среду;
— контроль за достоверностью представляемой юридическими и физическими лицами — предпринимателями информации и отчетности об отходах;
— анализ существующих производств, выявление возможностей и способов снижения объемов и степени опасности образующихся отходов, контроль за более полным вовлечением отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья;
— контроль за соблюдением свободного доступа населения к информации по обращению с отходами;
— привлечение в установленном порядке виновных юридических и физических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства государства об отходах;
— принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности в области обращения с отходами, несущей потенциальную опасность для окружающей среды и человека, на основании этих решений соответствующие банковские учреждения прекращают финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.

3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль при обращении с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим государственным законодательством.

Статья 14. Контроль органов местного самоуправления за обращением с отходамиправить

Органы местного самоуправления осуществляют контроль за обращением с отходами в пределах своей компетенции в соответствии с государственным законом об общих принципах организации местного самоуправления и иными нормативными правовыми актами.

Статья 15. Производственный контроль за обращением с отходамиправить

1. Организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за обращением с отходами, целью которого является проверка выполнения экологических, санитарных и иных требований по обращению с отходами.

2. Порядок организации производственного контроля за обращением с отходами регулируется положениями о контроле за обращением с отходами, разработанными и утвержденными предприятиями и организациями на основе настоящего Закона и иных нормативных правовых актов и нормативных документов, касающихся обращения с отходами и согласованных с компетентным органом.

Статья 16. Общественный контроль за обращением с отходамиправить

Общественный контроль за обращением с отходами осуществляется общественными объединениями в соответствии с их уставами, трудовыми коллективами или гражданами в порядке, предусмотренном законом об охране окружающей среды и иным законодательством, и включает в себя проверку выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Нормирование, учет и отчетность

В зависимости от категории производимых отходов различаются и условия нормирования для них. Так для I категории нормативы образования определяются на основании экологического разрешения, для II категории требуется указание объемов в декларации. Для III категории необходимо предоставление отчетности об образовании, размещении, а также обезвреживании и использовании отходов. На объектах с отходами IV категории нормативов и отчетности не требуется.

Порядок разработки нормативов и учета, должен утверждаться исполнительной властью. По закону предприниматели обязаны предоставлять отчетность в указанном порядке и в соответствующие сроки.

Что необходимо включить в любую инструкцию по обращению с отходами?

Инструкция представляет собой свод правил, регулирующих обращение с мусором. Она предусматривает как стандартные ситуации, так и аварийные. Вне зависимости от того, об обращении с каким утилём идёт речь, мусором в школе или отходами на промышленном предприятии, свод правил должен содержать следующее:

  1. Общие положения инструкции. Данный раздел разъяснят термины и понятия, а также указывает на законодательную базу, на основании которой разработаны все последующие пункты (№89-ФЗ, №7-ФЗ, СанПиН и др.). Также в данной части рассматриваются классы отходов конкретной организации и описываются их характеристики. Сюда же включён перечень ответственных лиц и список их обязанностей, информация об инструктажах и сроках их проведения, описания запрещённых действий, порядок проведения мониторинга по обращению с отходами.
  2. Условия хранения мусора. Описывается, каким образом будут храниться отходы производства. Рассматриваются условия хранения каждого отдельного класса, а также действия, которые запрещены. Так, если отходами предприятия является переработанное масло, должно быть сказано, что оно собирается в специализированные герметично закрывающиеся ёмкости отдельно от иных видов утиля.
  3. Учёт отходов. В данном разделе описывается вся документация, в которой учитывается мусор и его циркуляция. Указываются лица, несущие ответственность за ведение документации и сроки её проверки. Описывается оформление журналов для отдельных видов отходов (шнурование, проставление номеров страниц, наличие печатей и подписей), какие данные должны вноситься.
  4. Порядок перевозки и сдачи на утилизацию. Говорится о разрешённых сроках хранения и сроках передачи утиля на переработку. В каком виде принимается мусор различных видов для транспортировки.
Интересное  Переработка отходов древесины как выгодный бизнес

Инструкцию разрабатывает сотрудник, ответственный за обращение с отходами предприятия, утверждённый приказом руководителя компании.

Сказанное касается общих правил. Содержимое инструкций, разрабатываемых организациями, зависит от специфики деятельности компаний и того, какие виды отходов они производят.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

vote

Article Rating

Комментировать
0
1
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

;) :| :x :twisted: :sad: :roll: :oops: :o :mrgreen: :idea: :evil: :cry: :cool: :arrow: :P :D :???: :?: :-) :!: 8O

Это интересно